Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения
Бизнес тренинги и семинары,
в любом городе России и за ее пределами
Секретариат
+7 (495) 748-01-82, +7 (812) 331-98-03
office@lico.ru
Клиентский отдел
+7 (499) 577-02-36, +7 (812) 425-60-11
,

Анализ рынка бизнес тренингов в Санкт-Петербурге

итоги исследования рынка бизнес тренингов в санкт-петербурге

В России сложился устойчивый спрос на тренинговые услуги, предназначенные для менеджеров предприятий промышленности, торговли и сферы услуг. В 2004 году объем продаж на тренинговом рынке вырос на 12%. В 2005-м ожидается сохранение примерно такой же динамики.

В последние годы самыми популярными в РФ оказались бизнес тренинги, связанные с технологиями продаж и выработкой навыков ведения бизнес переговоров. А на последнем месте - некогда пользовавшиеся повышенным спросом тренинги по проведению рекламных кампаний.

Изменение структуры приоритетов неудивительно: после финансового кризиса на предприятиях стремились, прежде всего, добиться узнаваемости торговых марок и доверия к отечественным брэндам не только на внутреннем, но и на международном рынке. Теперь, когда российский рынок на подъеме, необходимо учиться больше продавать. И все чаще - в условиях жесткой конкуренции.

Основные обороты тренинговых услуг сосредоточены в Москве (70% от общего поступления средств по договорам), где оперирует свыше 300 тренинговых компаний. Причем по доходам доминируют всего 5-6 ведущих фирм. На втором месте - Петербург, где расположены офисы не менее 45 компаний, среди которых наиболее известные - группа "Институт тренинга, "А-Деос", "Интеллект-Тур", "Концепт", "НОУДО", ООО " Тренинг - центр А. Савкина" и LiCO.

Среди остальных субъектов Федерации лидируют по объемам оказанных услуг Екатеринбург, Новосибирск, Самара и Воронеж.

Московский рынок тренинговых услуг заметно отличается от региональных рынков. Это связано с тем, что персонал большинства крупных столичных компаний уже прошел базовые тренинги, поэтому там востребованы специализированные курсы. В регионах же востребованы в первую очередь базовые программы, уже обкатанные на требовательной столичной аудитории.

Рынок Петербурга занимает особое положение. С одной стороны, его предприятия образуют один из крупнейших региональных рынков сбыта тренинговых услуг. В частности, доля услуг в Петербурге московской фирмы "Магазин семинаров" (по данным РБК) достигла 12% от ее суммарного оборота.

С другой стороны - в городе на Неве сосредоточен солидный научный и преподавательский потенциал, участвующий в крупных международных программах по обучению менеджеров. В Петербурге разработаны не только свои универсальные программы тренинга, но и эксклюзивные, рассчитанные на подготовленных слушателей, поэтому ряд крупных петербургских компаний продает их на московском рынке. Именно за счет этого некоторые из них рассчитывают в 2005 году существенно увеличить обороты.

Однако петербургские фирмы все активнее начинают конкурировать с московскими за региональных клиентов. Прежде всего - благодаря тому, что расценки у них на 20-40% ниже, чем у столичных компаний, при сопоставимом качестве услуг. К тому же в ряде случаев они оказываются лучше адаптированными к специфике региональной экономики.

Компаниям из других субъектов РФ сложно конкурировать по уровню качества как с московскими, так и с петербургскими фирмами. Однако у них значительно ниже расходы, поэтому компании из других регионов предлагают базовые тренинги, как минимум, на 50% дешевле столичных. Это, кстати, помогает им, в свою очередь, вторгаться и на петербургский рынок.

Говорить, что со временем региональные фирмы смогут составить серьезную конкуренцию лидерам рынка, пока не приходится. Дело в том, как признаются, например, представители петербургских компаний, что в субъектах РФ тренинги чаще всего заказывают для своего персонала руководители филиалов столичных фирм или аффилированных компаний московских холдингов.

Кроме того, замечено: многие руководители самостоятельных региональных предприятий принимают решение заказать тренинг в Москве - когда они приезжают в столицу. Ведь руководители многих региональных предприятий считают престижным держать в Москве филиалы своих компаний или рассчитывают увеличить поставки продукции на столичный рынок - самый емкий по объемам потребления среди других субъектов РФ. Потому они желают, чтобы управленческий персонал в глубинке был таким же продвинутым, как в Москве.

 

Александр ВОЕВОДИН

Опубликовано в деловом еженедельнике "Экономика и время"

динамика развития рынка консалтинга и бизнес тренингов

Назад к списку