Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения
Бизнес тренинги и семинары,
в любом городе России и за ее пределами
Секретариат
+7 (495) 748-01-82, +7 (812) 331-98-03
office@lico.ru
Клиентский отдел
+7 (499) 577-02-36, +7 (812) 425-60-11
,

Кто покупал бизнес тренинги после кризиса

ПРАКТИКА ТРЕНЕРА

Непростая дорога пройдена отраслью бизнес тренинга после кризиса.

Отрасль бизнес тренингов после кризиса

К началу послекризисного года ситуация на рынке бизнес тренингов «откатилась» к аналогу 2008-2009 годов, весьма похожему на по некоторым тенденциям на 2001-2003 годы.

Бизнес тренинги вновь стали активно обсуждать сами коммерческие директора заказчиков и даже владельцы бизнеса.

HR- менеджеры теперь в два - два с половиной раза реже управляют бюджетом и вы­бором партнера-провайдера тренингов.

Соответственно, сравнивая текущий прошедший год с 2007-2008 годов, посмотрим, а что поменялось на рынке и в работе тренинговой компании.

В этом уже году количество встреч менеджера по продажам в тренинговой компании на 1 проданный проект возросло в 2,5 раза, а количество звонков (из-за постоянных пересогласований дат и времени встреч) - в 7 раз! В 3 раза чаще стали отменять уже зафиксированные тренинги.

Максим Кикоть размышляет: "По опыту двух пережитых мной на этом рынке уже двух кризисов (1998 и 2008)  могу сказать: «Все на рынке бизнес тренингов развивается по спирали, но спираль всегда закручивается в неожиданную сторону…".

 

Строительные материалы

В целом по отрасли количество заказов упало в 4,5 раза. Тренинги заказывают, только четко оценив, какой же результат необходимо получить. Что понятно и даже приятно.

Деньги здесь есть, особенно если горизонт планирования развития не год, а пять и более лет. Ведь заводы строили и в 2009, понимая, что, если сейчас упустишь рынок – в 2010 и 2011 обратно «не от­воюешь». Самая популярная тема тренинга - «Сложные переговоры». Нужно от­метить значительный рост требований заказчиков: «изучайте наш товар и делайте тренинг по продажам, закрепляя знания по товару в ваших кейсах».

Конкуренты-психологи «в шоке»: «Это же надо, запоминать все свойства их товара и ассортимент, искать вместе с ними на тренинге аргументы, одни для дистрибьюторов (B2B), другие - для частных покупателей (например в рознице В2С) и все это в рамках одного тренинга»!

Но главное, отрасль для тренингов жива и в 2010 только будет расти. Уж очень рынок перспективен и «вкусен», особенно для западных производителей. Снижение сред­ней стоимости дня тренинга по данной отрасли - 15-25%.

Принципиальные отличия рынка стройматериалов от рынка «строительства» - производства по-прежнему открывают, их стоимость и инвестиции в них рассчитаны у многих компаний на 5-20 лет. К тому же, стройматериалы в 2009 году активно продолжали покупать частные лица.

Вложены «длинные» деньги и кризис всего лишь помеха, а не крушение. Тогда как у строителей цикл типичного проекта - 3 года. Кризис для многих из них - крах прибыльного дела, построенного на «чужих», коротких и «дорогих» деньгах.

Банки

Тренингов стало меньше в 4 раза. Часть банков вообще не учились в 2009 году. Тенденция года: заказы стали передавать все более специализированным тренинговым компаниям. Увеличился интерес к дистанционному обучению. Снижение средней стоимости заказа незначительно. Практически, если заказ состоялся, то по докризисной цене. Возможно, это связано с ростом заказов для топ менеджеров банка, и снижением практически до нуля программ для операционистов и младшего управленческого звена. Заказы­вали следующие темы: «Сложные переговоры», «Закупки», «Управление изменениями»,  Simultain - управление проектами.

По моим прогнозам, спрос в банковской отрасли в 2010 будет очень медленно, но неуклонно расти.

Металлы

Отрасль за прошедший год испытала немало потрясений: начиная от закрытия в некоторых компаниях доменных печей и увольнения до 40% персонала, заканчивая подъемом на китайских заказах до почти докризисного уровня. Компаниям было не до тренингов: сначала они всех увольняли, затем – нанимали обратно.

По моим данным, заказы на тренинги, почти как в строительстве, упали в 20 раз. Но перспективы на 2010 год есть.

Автомобильная отрасль

Падение продаж, в среднем, в самой отрасли - на 55%. Падение продаж тренингов - в 4 раза.

При этом, требования заказчика к тренерам и компаниям возросли в разы, «на глазах». Основное по­желание: «знайте и любите наш бренд, требуйте этого же от участников тренинга». Наиболее продуманная система оценки знаний участников и влияния тренингов на продажи. Не смотря на падение самого рынка, все производители понимают: парк машин стареет, кто захватит рынок сейчас, будет в выигрыше в будущем. Новые тренды: тренинги по продажам машин вторичного рынка, и, похоже, тренеру вместо английского, скоро нужно будет изучать китайский. Пример продажи «Фордом» бренда «Вольво» в Китай заразителен.

Спрос в этой отрасли по прогнозам в 2010 будет все так же стабильно мал, расти не будет. Заказчики – цепки и требовательны. Снижение цены дня до 30%. А что делать, машины тоже подешевели. Правда, в долларах.

Фармацевтика

Падение продаж в самой отрасли почти не произошло, а по некоторым препаратам даже наблюдается существенный подъем. Единственное «но» - не хватает стабильности.

Здесь самое маленькое падение продаж тренингов: всего в 1,5 раза. Но «упали» и они. Причем «падение» необычное.

Мы столкнулись с ростом конкуренции с западными тренерами. Видимо, для поддержания свое­го (английский, датский и так далее) тренингового рынка или своего учебного центра часть заказов была в приказном порядке пере­дана в Европейские представительства.

Но, конечно, выезжали не все сотрудники. Активно обучали фармацевты только своих внутренних тренеров, которые и передавали полученные знания в российские филиалы.

Наиболее популярные тренинги: «Управление изменениями», «Внедрение и разработка KPI» «Управление персона­лом», «Сложные переговоры », «Формирование команды». Пожалуй, это одна из немногих отраслей, которая продолжает активно поддерживать командный дух своих сотрудников. Тенденции: «Дайте нам то, что мы еще не видели».

Прогноз по отрасли: рынок будет расти, плавно переходя все же к российским производителям фарм препаратов. Благо, правительство выделило им деньги на развитие и даже обязало их по­тратить в сжатые сроки.

 

Максим Кикоть,
генеральный директор
Компании LiCO

Опубликовано: БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЕ. Навигатор

Назад к списку