Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч3 Шуточный мозговой штурм. Этап формирования

Четыре директивы

Следующий шаг - определение названия темы (набора в чем-то близких идей), - который вновь может осуществляться в активном режиме. В случае большого числа участников полезнее сделать это в подгруппах при прямом обсуждении. Далее возникает необходимость еще раз пересмотреть (тоже в подгруппах) соответствие набора идей обозначенным темам, при этом важно не "подгонять" идеи под тему, а сформировать отдельную группу под названием "разное". Для дальнейшей работы полученную диаграмму (с указанием тем и соответствующих идей) нужно распечатать для каждого участника.

Можно сортировку проводить иначе. Для этого используются стикеры с клейкой полосой вместо карточек. Члены группы получают возможность группировать идеи, связанные тематически, наклеивая стикеры на ватман, стену или любую другую поверхность, чтобы они были видны всем. В этом случае результат сортировки становиться максимально наглядным.

Оценка и выбор проблемы для группового решения. Группе предстоит выбрать тему для дальнейшего рассмотрения. Не следует делать это в открытой дискуссии, так как существует опасность погрязнуть в полемике, создать конфликтные ситуации, вызвать раздражение и разочарование участников, потерять время и не добиться результата. Сама технология коллективного решения проблем ориентирована на структурирование совместной работы с тем, чтобы избежать негативных эффектов. Поэтому и здесь важно использовать специальные методы, в частности, метод оценки по критериям, метод парных сравнений, метод "Четыре директивы", который является составной частью метода "Бритва Оккама". Мы рекомендуем использовать в процессе оценки и выбора тем два метода: парных сравнений и "Четыре директивы".

При использовании метода "Четыре директивы" участникам группы предлагается последовательно ответить на четыре вопроса, применяя оценочную 5-балльную шкалу (1 - да; 2 - скорее да, чем нет; 3 - среднее; 4 - скорее нет, чем да; 5 - нет): 

1) может ли проблема быть решенной непосредственно в нашей организации?
2) возможно ли что-либо сделать по проблеме в заданное время?
3) можем ли мы собрать информацию по проблеме?
4) мы действительно хотим решить эту проблему?       

Затем те же темы оцениваются при помощи метода парных сравнений. Индивидуальные оценки суммируются, что позволяет выделить по результатам применения каждого метода две-три темы, наиболее важные для участников. Сравнение итогов применения двух методов позволяет найти ту тему, которая в дальнейшем станет предметом рассмотрения группы. На наш взгляд, метод "Четыре директивы" в процессе выбора проблемы следует использовать обязательно. Первый и, особенно, последний вопросы отсеивают те темы, которые либо невозможно, либо неинтересно решать участникам группы. Метод парных сравнений таких критериев не включает, он дает возможность сопоставить темы по степени важности. Можно расширить список критериев, используемых при отборе тем, и оценивать по ним каждую отдельно, осуществляя выбор по сумме набранных темой баллов. Однако на первом этапе работы такой подход вряд ли целесообразен, он отнимает много времени, к тому же в ходе дальнейшей работы группы проблемная область будет все более уточняться, взаимосвязи различных тем станут отчетливее, формулировки приобретут более строгий и определенный вид. Пока же группе важно в целом осознать и обозначить проблемную зону, которая одновременно интересна и важна для нее, соответствует знаниям и компетенции ее членов. 

Пример. На корпоративном тренинге группе было предложено выбрать для работы любую проблему, важную для предприятия. По результатам мозгового штурма (длительностью 15 мин) было предложено 93 темы для обсуждения. Сортировка с использованием диаграммы сродства позволила свести их к семи: управление предприятием высшим руководством; уровень профессионализма работников предприятия; информационная среда (проблема коммуникаций); производственная среда; маркетинг стратегический и сбытовой; система заработной платы; плохая социальная среда (мы сохраняем те названия, которые были даны основным темам группой). При помощи метода "Четыре директивы" были выбраны три темы:

1) уровень профессионализма работников;
2) плохая социальная среда;
3) информационная среда.

Одновременно, используя метод парных сравнений, в качестве первостепенных были выделены следующие темы:

1) заработная плата;
2) уровень профессионализма работников;
3) производственная среда. 

Назад

Далее

использование метода Четыре директивы на практике

Назад к списку