Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Взаимоотношения России и Европы Сиамские братья-враги

Взаимоотношения России и Европы Сиамские братья-враги

интеллектуальные и философские традиции

1. Общий тезис: Европа лишь тогда вынуждена была допускать Россию к участию в своих делах, когда была внутренне глубоко расколота на противоположные лагеря, каждый из которых пытался использовать Россию и ее силы в своих интересах. В эпохи кризисов и катастроф некоторые европейские интеллектуалы с надеждой обращали взоры к России. В остальных случаях европейцы рассматривали Россию лишь как обширный источник сырья, рынок сбыта для своей продукции, включая интеллектуальную и человеческую, или даже как объект агрессии. Русские также возлагали надежды на пример и помощь Европы, когда осознавали свою слабость и неконкурентоспособность, и относились к ней глухо враждебно в периоды своего могущества.

2. Шестнадцатый век: Россия только что объединилась и сбросила иноземное иго. Абсолютно враждебное отношение ее к Европе. «Латинство» (католицизм) – ересь, предательство истинного (православного) христианства. Лучше всего – от него надежно отгородиться, замкнуться. Русский мессианизм.

Выражение в историософии: теория «Москва – третий Рим».

Европа же, как раз отгороженная от России Польшей, вообще мало что знает о ней и еще меньше ей интересуется.

3. Семнадцатый век: Начало европейского влияния на русскую элиту, прежде всего в военном деле и культуре. (Заметим: лишь элита – носитель интеллектуальных традиций). Начало двойственного отношения русской элиты к Европе. С одной стороны, заинтересованность, стремление подражать, перенимать. С другой стороны, подозрительность, постоянное ожидание подвоха, обмана ради чуждых России интересов. (Эдипов комплекс русской элиты).

Выражение в историософии: борьба взглядов в период Раскола.

Для Европы Россия – по-прежнему, на периферии ее интересов.

4. Восемнадцатый век: Резкая активизация взаимных связей и взаимного интереса России и Европы. Парадигма Петра Великого и подавляющего большинства русской элиты, исключительно влиятельная и впоследствии – по максимуму использовать Европу и ее культурно-технические достижения ради реализации исключительно русских интересов. Новый этап развития как русского мессианизма, так и эдипова комплекса – мания державного величия. Европа непосредственно соприкасается с Россией и включает ее в качестве одного из важнейших факторов в систему европейского равновесия (прежде всего в борьбе между Англией и Францией), также стремясь максимально использовать этот фактор исключительно в собственных интересах.

Выражение в историософии (и для России и для Европы): Просвещение (правда, различно трактуемое) - с его верой в то, что разумная природа человека везде и всегда одинакова (а именно – своекорыстна).

5. Девятнадцатый век.

Начало и первая половина. Резкое усиление еще с конца предыдущего века прежнего раскола Европы на «английскую» и «французскую» - в результате рост военно-политического влияния победоносно-державной России на  Европу  в ходе борьбы между ними (после 1814-1815 гг.) и ее амбиций. Большой рост и затем (после 1825 г.) резкое падение европейского влияния на русскую элиту.

Выражение в историософии: споры  славянофилов и западников о выборе  пути дальнейшего развития России, Маркс о реакционной роли России для Европы.

Середина. Временно объединившаяся Европа побеждает Россию и ослабляет  ее влияние на себя (1856 г.). Происходит резкое усиление европейского влияния на русскую элиту  и культурного, экономического  влияния Европы на развитие России в целом.

Вторая половина. Объединение отдельных государств Европы  вновь усиливает ее внутренний раскол. Втягивание России в противостояние двух «новых» Европ: Западной (англо-французской) и Центральной (австро-германской) опять усиливает ее военно-политическую роль в европейских делах.

Русская культура (особенно литература и музыка) приобретают большую известность и духовное влияние в Европе. Дальнейшие споры в русской

элите. Усиление русских комплексов и русского мессианизма по отношению к Европе. Обнаружение «двойных стандартов». Первые пробы выступлений представителей «масс» (неэлиты) с их взглядами на отношения с Европой. 

Выражение в историософии: Теории либералов, почвенников (особенно Достоевского и Данилевского), революционеров-демократов, народников, марксистов. Маркс о роли русского революционного движения для Европы.

6. Двадцатый век: Крушение русской державы по вине ее элиты в ходе борьбы между «двумя Европами» (первой мировой войны). Появление в Европе нового важнейшего фактора – США. Русская революция, победа «масс» и кардинальная смена русской элиты. Возврат в новой форме закрытости и русского мессианизма 16 века – без комплексов. Не учиться у других, не бояться других: «мы впереди планеты всей». Восстановление державы и ее амбиций в новом качестве (СССР). Европейский тоталитаризм. Продолжение борьбы «двух Европ» (вторая мировая война). Новое резкое усиление военно-политического, а также идеологического, влияния победоносно-державной России на Европу, особенно Восточную и Центральную, превращение ее амбиций в мировые. Одновременно резкое усиление подобного же, а также культурно-экономического влияния победоносно-державных США на Западную Европу. Новый раскол Европы. Маргинализация Европы в процессе мирового противостояния двух сверхдержав (СССР и США). Активизация принципа двойных стандартов. Постепенное усиление культурно-экономического влияния США и Западной Европы на СССР. Крушение СССР (распад России) в результате попытки его реформирования вырождающейся коммунистической элитой. Новая смена элиты в России. Резкое ослабление России и ее влияния на Европу. Новое объединение Европы и усиление ее влияния на Россию. Россия и преодолевающая свой провинциализм объединенная Европа продолжают политику использования друг друга в отношениях с США и остальным миром. Продолжение политики двойных стандартов. Новая русская элита избавилась от мессианизма, но в ней вновь ожили прежние комплексы по отношению к Европе и Западу в целом, мешающие ей вести политику реалистичного отстаивания национальных интересов.

Выражение в историософии: «Закат Европы» О. Шпенглера, советская философия мировой революции и (позднее) мирового революционного процесса, философствующая геополитика (Хаусхофер, нацисты, Спайкмен, Макиндер, Мэхен, русские евразийцы), историософия русского экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философия кризиса европейского человечества (Гуссерль, Хайдеггер), европейский постмодернизм. Философия проектов «новой Европы» и «новой России».

7. Итог: Россия и Европа - это сиамские «братья-враги», которые не в состоянии друг от друга избавиться. Они не могут ни уподобиться друг другу, ни уничтожить или захватить друг друга, ни отгородиться друг от друга «железным занавесом».  Они – вечные противники, нуждающиеся друг в друге как для самоидентификации через взаимоотличение, так и для обретения импульса против стагнации, жизненной энергии в ходе взаимной конкуренции и соперничества. Главное в их отношении друг к другу сегодня – это соблюдение динамического равновесия на базе интеллектуальной честности и постоянного поиска конкретного максимума общих интересов с учетом существования в мире могущественных «третьих» сил (США, Китай, Япония, Ислам).

8. Некоторые поясненияДанилевский: Критика европоцентризма и его идеи прогресса. Россия и Европа – два различных, чуждых друг другу культурно-исторических типа. Европа относится к России предвзято и неприязненно, употребляет «двойные стандарты» (например, преувеличивает роль репрессивности, насилия в развитии русской цивилизации и преуменьшает в своей;  отрицает цивилизаторскую роль России на Востоке). Тем не менее, они нуждаются друг в друге: Россия уже не может существовать без европейской «прививки», а сильная Россия – условие сильной Европы. Устарели в его концепции: панславизм и неовизантизм.

Шпенглер: Рассматривал Россию как один из таких культурных морфологических типов, который, будучи моложе Европы, еще сохранил мощный творческий потенциал и в будущем, возможно, придет на смену ее стареющей цивилизации.

Геополитики: Концепция России-Евразии как «географической оси истории», центральной силы Сухопутных народов Мирового Континента, с которыми ведут борьбу Морские народы, базирующиеся на Мировом Острове. Оценка этой борьбы и ее возможных результатов дается, как правило, в зависимости от национальной принадлежности конкретного мыслителя.

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

Взаимоотношение Европы и России

оптимизация процесса закупок: планирование и контроль

Назад к списку