Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч3 Межкультурные коммуникации русских в бизнесе

Ч3 Межкультурные коммуникации русских в бизнесе

Что за люди русские и почему они такие?

Автор: Петров Сергей Олегович

Русский человек как работник (коллега, подчиненный). Трудовые ценности населения и их эволюция.

1. Работа по-русски.

Русский человек – работник одновременно и гораздо худший, и гораздо лучший, чем человек Запада. Он – другой работник. Издревле земледелец и воин, он живет в циклическом времени, в котором периоды полной расслабленности чередуются с периодами крайнего напряжения сил. Длинная холодная зима, когда ничего невозможно делать, сменяется кратким и довольно капризным летом, когда надо торопиться, делать быстро и все сразу, чтобы все успеть. Это аскеза иного типа, нежели, например, методическая протестантская аскеза. Труд в России – сродни подвигу. Последнее, конечно, вовсе не означает, что русские вообще неспособны методично трудиться изо дня в день по восемь часов. Власть издавна умела принудить, приучить их и к этому. Но это дается им гораздо труднее, чем людям Запада. Зато на сравнительно короткий промежуток времени русский человек («для большого дела») способен на очень высокую концентрацию трудовых усилий, которая во много раз превышает предел возможностей работника на Западе. Русскому трудно начать работу, но если он увлечется – «горы своротит». Способность делать очень много за короткий период имеет, конечно, свою оборотную сторону. Часто объемы работы в спешке достигаются за счет снижения качества, дела ведутся кое-как, а стремление все довести до конца, до идеала сопровождается неумением доводить до конца, когда дело бросается на полдороге, если русский видит, что дойти до идеала ему не удастся.

2. Если отступать некуда.

Имеется и еще одна причина, приводящая к печально знаменитой русской привычке «тянуть до последнего», «все откладывать на последний момент». Про русских говорят, что «они медленно запрягают, но зато быстро ездят». Но почему же они медленно запрягают? Русский как подчиненный традиционно не спешит выполнять приказы начальства, рассуждая: «не спеши выполнять приказ, его еще успеют отменить». Он слишком хорошо знает свойства русской власти («у нее семь пятниц на неделе») и не желает много раз и все по-новому переделывать одну и ту же работу. Он ждет окончательного, самого «последнего приказа». И лишь тогда, когда понимает, что отступать больше некуда, берется за дело всерьез.

3. Работа по-советски.

Специфика отношения русских к труду испытала на себе также сильное влияние советского периода. Официальная советская идеология базировалась на трудоцентризме. При этом государство требовало от работника высоких трудовых затрат при низком индивидуальном вознаграждении. Именно поэтому величина зарплаты так важна для русского рабочего. На второе место по значимости среди отдельных сторон работы он, накануне начала реформ, ставил ее интересность для себя, наличие хороших товарищей. Также высоко ценилась возможность не работать («большой отпуск»), работать удобно («близко от дома», «удобное время», «нестрогое начальство»). В то же время возможность достигать на работе чего-то лично, проявлять инициативу, самореализоваться в труде, напротив, ценилась гораздо ниже, чем на Западе.

4. Семья и работа.

Русский человек, как и везде в мире, в большинстве на первое место ставит семью, а работу – на второе. Специфика ситуации перед началом реформ состояла в том, что разрыв между субъективной важностью семьи и работы у русских был гораздо сильнее, чем у людей Запада. К началу 90-х гг. большинство русских хотело больше получать и меньше работать. Это было крайне отрицательным, хотя и естественным, неизбежным следствием прежнего эгоизма государства, своеобразной реакцией на него.

5. Стоит ли работать?

Низкая заработная плата советских времен, явно несправедливая уравниловка успешно реанимировали в сознании работника старое русское убеждение в том (выраженное, кстати, и в фольклоре: «от трудов праведных не наживешь палат каменных»), что в России богатство не может быть нажито честным трудом, а скорее может являться результатом воровства, либо случая, удачного стечения обстоятельств, не требующего специальных трудовых усилий. А раз так, стоит ли стараться?

6. Работа: место карьеры или общения?

В отличие от Запада, в России начала 90-х гг. тип отношения к работе как к месту и форме общения и коллективного служения был значительно более распространен, чем тип восприятия работы как места и способа личной карьеры. Тому было несколько причин. Во-первых, в СССР внутриорганизационная мобильность была очень низкой, легче было добиться повышения в должности и в заработке, поменяв место работы, чем на своей работе. Во-вторых, существовала так называемая «скрытая безработица»: слабая загруженность на работе при низком заработке также способствовала ее восприятию, как места общения, а не карьеры. В-третьих, черты старой русской общины, несмотря на индустриализацию и урбанизацию, во многом были воспроизведены в советских трудовых коллективах. Здесь, как в семье, совместно праздновали и отдыхали, совместно получали жилье, лечились, в одно место отправляли детей на лето, оказывали друг другу взаимопомощь в трудных жизненных ситуациях. Труд и коммуникация переплетались. Советский человек, в отличие от западного, часто на работе обсуждал семейные проблемы, а в семье – производственные. Наконец, в-четвертых, сказывалась модель православного сознания. Оно, в противоположность протестантскому, основное поле самореализации человека видело вне работы, а не в работе.

7. 90-е гг.: трудовая мобилизация.

Однако, с началом реформ трудовые ценности населения начали довольно быстро эволюционировать в более благоприятную сторону. В качестве наиболее распространенного стереотипа представления о социальной справедливости прежнюю уравниловку постепенно замещает экономическая свобода, понимаемая как равные неограниченные возможности получения дохода в любой разрешенной законом сфере деятельности. Стремительно начала нарастать множественная занятость, множество людей работают сразу в нескольких местах. Таким образом, установка на минимизацию трудовых затрат преодолевается. В стране происходит настоящая добровольная трудовая мобилизация.

8. Молодежь.

Особенно заметны перемены среди молодежи. Огромное большинство ее уже ориентировано на «успех», на повышение своего заработка путем проявления инициативы и увеличения своего трудового вклада. Она ценит уже не «добренького» начальника, позволяющего лениться, всем дающего одинаковый маленький заработок и никого не увольняющий, а строгого, требовательного, ведущего коллектив фирмы к успеху, выдвигающего старательных, трудолюбивых и беспощадно избавляющегося от лентяев.

9. Аскеза и выбор карьеры.

И все же культура трудовой аскезы, пропагандирующей экономию во всем (времени, души, тела, денег), еще ни в коем случае не может считаться пустившей в России глубокие и прочные корни. И сегодня ошибка в выборе карьеры обходится в США (наверное, еще довольно долго будет обходиться) гораздо дороже, чем в России. Дело в том, что в США неудача гораздо быстрее обнажает различие между преуспевающими и не преуспевающими людьми, чем в России.

10. Новые возможности старых фирм.

Противоречивая ситуация с трудовыми ценностями русских работников представляет сегодня и некоторые нетривиальные возможности. Сама по себе неразвитость индивидуальной конкуренции между работниками внутри старых крупных трудовых коллективов при достаточной психологической приемлемости конкуренции между коллективами (в советские времена это называлось «социалистическим соревнованием»), возможно, позволит с успехом применить в ряде случаев в России тот опыт утилизации ценностей корпоративного, общинного сознания, преданности фирме, гордости фирмой, в целях повышения производительности труда, повышения трудовой отдачи, который реализовала после второй мировой войны, например, Япония.

К предыдущей странице

К следующей странице

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

участники семинара по межкультурным коммуникациям

Эффективные бизнес тренинги...

Назад к списку