Система измерения «4Е» |
|||
Элементы «4Е» |
Достоинства |
Недостатки |
Особенности |
Экономичность. |
Определяет «цену вопроса». |
Концентрируется лишь на затратах и никак не связан с показателями «выхода». |
Показатель относительный, поэтому целесообразнее сравнивать его со значимыми для компании цифрами, например, прибыльностью или оборотом. |
Эффективность. |
Дает представление о том, насколько хорошо используются имеющиеся ресурсы. |
Не отражает уровень качества и говорит о том, что компания производит то, что и ожидается. |
Объект оценки зависит от специфики деятельности: это могут быть затраты на труд, продуктивность использования торговых площадей или производственного оборудования. |
Результативность. |
Позволяет оценить «мягкие» показатели, сосредоточен на достижении целей. |
Сложно выбрать подходящие показатели, часто требуется пересечение функций. |
Без финансовых показателей плохо воспринимается руководителями. |
Этичность. |
Учитывает социальный аспект любого бизнеса и схем хозяйствования. |
Крайне субъективный показатель, сильно зависит от «человеческого фактора». |
Понятия индивидуальных ценностей, морали, справедливости отличаются в зависимости от культурных особенностей нации и черт конкретной организации. |
Варианты двухмерной матрицы на основе показателей измерения деятельности «4Е»
|
Показатели |
|
|
В Н У Т Р Е Н Н И Е |
Экономичность (как много денег нужно потратить?) |
Результативность (достигли ли мы наших целей?) |
В Н Е Ш Н И Е |
Эффективность (сколько пользы мы получим?) |
Этичность (соответствие корпоративным ценностям) |
|
Показатели |
|
|
Ж Е С Т К И Е |
Экономичность (как много денег нужно потратить?) |
Результативность (достигли ли мы наших целей?) |
М Я Г К И Е |
Эффективность (сколько пользы мы получим?) |
Этичность (соответствие корпоративным ценностям) |
«4Е» и традиционные HR-инструменты
Задача |
Запланированный результат |
Разработать механизмы удовлетворения информационных потребностей подразделений и специалистов, вовлеченных в один и тот же бизнес-процесс. |
Рост эффективности операций (в частности, снижение сроков изготовления продукции, количество брака и переделок, повышение производительности труда, уменьшение себестоимости). |
Разработать механизмы формирования общекорпоративного языка и единого информационного поля. |
Создание разделяемой всеми основы общения, повышение лояльности и приверженности персонала, снижение количества конфликтов и текучести кадров. |
Разработать способы взаимодействия на управленческой вертикали и механизмы получения обратной связи от работников компании. |
Повышение качества и скорости принятия управленческих решений. |
Код |
Название ключевого этапа |
Номер недели |
|||||||||||||||||||||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
A |
Приказ генерального директора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
B |
Описание бизнес процессов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C |
Оценка «узких» мест + решение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D |
Выбор и покупка серверов, ПО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E |
Реинжениринг бизнес-процессов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
F |
Разработка формы отчетности + процессы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
G |
Разработка программы обучения руководителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
H |
Обучение руководителей подразделений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
Поиск и найм специалистов по коммуникациям и маркет. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
J |
Разработка методов доведения корпоративной информации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
K |
Проведение исследования «тайный покупатель» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
L |
Разработка и внедрение интернета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M |
Составление и печать корп. Бюллетеня № 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
Оформление корпоративных досок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
O |
Проведение опроса персонала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критический путь | |
Действия вне критического пути |
№ |
Наименование мероприятия |
Затраты на единицу |
Количество единиц |
Сумма в год |
Цель |
Коммуникации на уровне бизнес-процессов (операций) |
|||||
1 |
Описание бизнес-процессов (включая согласования) + разработка KPI |
40 человеко-часов |
40 чел. |
1600 человеко-часов |
Снижение себестоимости продукции путем уменьшения количества переделок, довозов и т.п. на 10-50% (снижением операционных затрат); Повышение производительности труда в 1,5-3 раза путем автоматизации процессов и устранения эффекта дублирования функций |
2 |
Реинжениринг бизнес-процессов, перепроектирование работ, расширение «узких» мест в операциях, в том числе: |
20 человеко-часов |
50 чел. |
1000 человеко-часов |
|
2.1 |
Автоматизация работы с клиентами и производственного процесса (CRM и ERP-системы) |
235095 руб. |
1 сервер |
235095 руб. |
|
Коммуникации по уровням организационной иерархии |
|||||
3 |
Внедрение системы измерения деятельности: |
|
|
|
Создание системы комплексной обратной связи:
|
3.1 |
Разработка форм отчетов и процессов по сбору данных |
24 человеко-часа |
2 чел. |
48 человеко-часов |
|
3.2 |
Проведение опроса персонала |
4500 руб. |
1 раз в год |
4500 руб. |
|
3.3 |
Проведение исследования «тайный покупатель» |
10000 руб. |
1 раз в квартал |
40000 руб. |
|
3.4 |
Зарплата маркетолога для проведения постоянных исследований рынка |
30000 руб. |
Постоянно |
360000 руб.* |
|
Коммуникации по степени индивидуализации |
|||||
4 |
Обучение руководителей |
16 человеко-часов |
12 тренингов |
192 человеко-часа |
|
5 |
Совещания, планерки, консультации, обратная связь |
16 человеко-часов/мес. |
40 руководителей |
640 человеко-часов |
|
6 |
Зарплата специалиста, ответственного за коммуникации |
50000 руб. |
Постоянно |
600000 руб.* |
|
7 |
Составление, верстка и печать корпоративного дайджеста |
46000 руб. |
5 номеров |
230000 руб. |
|
8 |
Разработка и установка интранета |
40000 руб. |
1 шт. |
40000 руб. |
|
9 |
Приобретение и оформление информационных досок (офисы и производство) |
11000 руб. |
3 шт. |
33000 руб. |
|
10 |
Адаптационные мероприятия и экскурсии на производство |
6000 руб. |
1 раз а мес. |
72000 руб. |
|
Общие затраты на проект, руб.* |
2184595 |
0,2% от оборота |
|
Общие затраты на проект, человеко-часы** |
4280 |
Год работы двух человек |
|
Из них: |
|
|
|
Единовременные затраты, руб. |
878095 |
|
|
Постоянные затраты, руб./год |
1306500 |
|
* Расходы на налоговые выплаты в расчет не включены ** Общие затраты на проект – 107 недель, или 26 месяцев, или 2 года и 2 месяца работы одного человека (из расчета 40-часовой рабочей недели). Поскольку предполагается, что в основном проект будет реализовываться силами руководителей компании, то исходя из их средней зарплаты (окладная часть), которая равна 80000 руб./мес., получится, что 4280 человеко-часов составят приблизительно 2075152 руб. дополнительно к стоимости проекта. |
Система измерения «4Е» |
|||
Элементы «4Е» |
Достоинства |
Недостатки |
Особенности |
Экономичность |
Определяет «цену вопроса» |
Концентрируется лишь на затратах и никак не связан с показателями «выхода» |
Показатель относительный, поэтому целесообразнее сравнивать его со значимыми для компании цифрами, например, прибыльностью или оборотом |
Эффективность |
Дает представление о том, насколько хорошо используются имеющиеся ресурсы |
Не отражает уровень качества и говорит о том, что компания производит то, что и ожидается |
Объект оценки зависит от специфики деятельности: это могут быть затраты на труд, продуктивность использования торговых площадей или производственного оборудования |
Результативность |
Позволяет оценить «мягкие» показатели, сосредоточен на достижении целей |
Сложно выбрать подходящие показатели, часто требуется пересечение функций |
Без финансовых показателей плохо воспринимается руководителями |
Этичность |
Учитывает социальный аспект любого бизнеса и схем хозяйствования |
Крайне субъективный показатель, сильно зависит от «человеческого фактора» |
Понятия индивидуальных ценностей, морали, справедливости отличаются в зависимости от культурных особенностей нации и черт конкретной организации |
Цель улучшения коммуникаций |
Примеры улучшений |
Методы |
Результат |
Дополнительный эффект |
|
Было |
Стало |
||||
Снизить количество конфликтов, повысить производительность труда |
Количество конфликтов (1) Время принятия решения (2) Неэффективные трудозатраты(3) |
Горизонтальная интеграция и автоматизация процесса, совместное обсуждение информационных потребностей |
Цель достигнута |
|
|
(1) 95% (2) 30-60 дн (3) 40-90% |
(1) 2-3% (2) 3-10 дн (3) 5-10% |
||||
Снизить уровень текучести, повысить производительность труда |
Текучесть кадров 50-80% |
Текучесть кадров 5-40% Производительность увеличилась в 1,5-3 раза |
Информационные совещания, двустороннее согласование целей, обратная связь |
Цель достигнута на 70-90% (в зависимости от подразделения) |
|
Повысить осведомленность персонала |
Редко обновляющиеся информационные доски в одном из «проходных» мест офисов или производства |
Интранет, дайджест(1 раз/ мес) информационные доски, регулярные информационные совещания (1 раз/ мес. или по необходимости) |
Разные методы коммуникации с персоналом |
Цель достигнута на 70% |
Снизилась напряженность в коллективе |
Повысить уровень лояльности и приверженности персонала |
Индекс 0,1 |
Индекс 0,5 |
Разные методы коммуникации с персоналом, двустороннее согласование целей |
Цель достигнута на 70% |
Возрос уровень персональной ответственности на местах, что повысило качество конечного продукта и услуг |