Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч8 Ценностный кризис общества. Новые ценности

Ч8 Ценностный кризис общества Новые ценности

перманентная революция или жизнь человека

С. О. Петров Санкт-Петербург, СПбГЛТА

В-третьих, только сегодня «полное лишение собственности» представляется отнюдь не абсолютной бедностью, а выявляется в сравнении с огромной степенью развития мира богатства и образования, действительной универсализацией общения людей.

На базе современных средств транспорта, связи и информатики эта универсализация достигла гораздо более высокой ступени развития, такого масштаба, который невозможно было представить век-полтора тому назад. Современный «пролетарий» в большинстве лишен не средств и возможностей повседневного существования, а отчужден от подавляющей части средств и возможностей саморазвития (первое - это лишь предельный случай второго).                                      

Последнее и представляется самым важным и возвращает нас к рекомендуемому Библером принципиальному переносу акцента на «само изменение» в приведенном положении Маркса из «Тезисов о Фейербахе».

Итак, Маркс многократно писал не только об уничтожении пролетариата, но и об уничтожении труда, о том, что частная собственность и разделение труда – это два название одного и того же явления и одно не может быть уничтожено без второго. Впоследствии партийные интерпретаторы (схоласты!) объясняли нам, что это нельзя понимать буквально.

А между тем, как раз в постиндустриальном обществе в качестве главного вида человеческой деятельности выдвигается вместо труда непрерывное образование (себя!). Вообще акцент в любой деятельности смещается с присвоения и преобразования предмета на само преобразование субъекта. Не, изменяя мир, человек изменяет себя, а, изменяя себя, человек изменяет и мир. Вот для чего свобода: не для наслаждения, а для само созидания.

Вся жизнь человека трактуется как «перманентная революция», направленная не на мир социальный и природный, а на самого себя: как перманентное, каждодневное преодоление отчуждения, «не собственности», личная борьба с его причиной - разделением труда, то есть как обучение, саморазвитие, которые и являются реальным процессом присвоения человеком своей универсальной сущности.

Подлинная человечность, «коммунизм» («Царство Божие») – внутри нас!

Именно это становится основой генерации новой системы ценностей.

  1. Лютер учил, что Бога нельзя понять, что только вера – спасает!
  2. А Декарт доказывал, что только мыслящий – существует!
  3. Дидро возлагал надежды на судящее потомство, ибо оно для философа-атеиста – то же, что и потусторонний мир для верующего.

А Маркс неоднократно интерпретировал историю человечества как цепь сменяющих друг друга поколений, каждое из которых как на данности базируется на результатах деятельности предыдущих, существует «благодаря» им (см., например, его известное письмо 1846г. к Анненкову): у атеиста благодарность вместо благодати.

Следовательно, современному марксисту, гуманисту более всего другого необходимо неустанное размышление о Человечестве и обесчеловеченном Человеке, укрепление в себе понимания того, что бесчисленный Другой  жертвовал собой, трудился, боролся, страдал и умирал – для того, чтобы Ты стал Человеком, а Ты можешь жить для того, чтобы понять это как и то, ради чего следует жить Тебе.

Назад

Далее

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

составление индивидуальной фотокарты рабочего дня

Назад к списку