Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч7 Ценностный кризис общества. Информационная революция

Ч7 Ценностный кризис общества Информационная революция

понимание и личное действие

С. О. Петров Санкт-Петербург, СПбГЛТА

«Решающей (опять-таки в перспективе, в потенциях) сферой деятельности человека оказывается деятельность, на возможность деятельности направленная, - работа само изменения

Свободное время (его увеличение и его «свобода для…») становится в ходе НТР основным временем общественного бытия и основной детерминантой общественного сознания – сперва в форме досуга, затем – в форме всеобщего труда (см. Маркс – третий том Капитала и Подготовительные работы к Капиталу)» (2, с. 274).

«Только в напряжениях ХХ века у Маркса «совпадение изменения обстоятельств и изменения самой деятельности, то есть само изменения» становится – может стать – постоянной детерминантой истории» (2, с. 307).                                                         

«Свободное время все более проникает в культурный замысел производства; труд совместный все более оттесняется трудом всеобщим; революция в информации делает индивидуально-всеобщее понимание и личное действие основой всей человеческой деятельности» (выделено мною – С. П. 2, с. 382).

Наряду с хорошо известной (и приведенной Соловьевым) ссылкой на критику Марксом грубого, уравнительного коммунизма, самой по себе  раскрывающей причины исторического поражения «русского коммунизма».

Пока укажу на одно место в «Немецкой идеологии»: «эти условия предполагают огромный рост производительной силы, высокую степень ее развития… это развитие производительных сил…является абсолютно необходимой практической предпосылкой еще и потому, что без него имеет место лишь всеобщее распространение бедности; а при крайней нужде должна была бы снова начаться борьба за необходимые предметы, и, значит, должна была бы воскреснуть вся старая мерзость.

Это развитие является, далее, необходимой предпосылкой потому, что лишь с этим универсальным развитием производительных сил устанавливается универсальное общение людей, благодаря чему… местно-ограниченные индивиды сменяются индивидами всемирно-историческими, эмпирически универсальными. Без этого… коммунизм мог бы существовать только как нечто местное… всякое расширение общения упразднило бы местный коммунизм.

Коммунизм эмпирически возможен только как действие господствующих народов, произведенное «сразу», одновременно, что предполагает универсальное развитие производительной силы и связанного с ним мирового общения».

Во-первых, именно это произошло в СССР, что и опровергло концепцию построения коммунизма в одной стране или  регионе: «расширение общения» в 70-80-х гг. быстро упразднило «местный коммунизм».

Во-вторых, этот «местный коммунизм» и был всего лишь наследником попытки установления коммунизма в условиях всеобщей бедности и крайней нужды, наследником диктатуры, оказавшейся единственным средством обуздания мерзости, воскресшей в этих условиях, но и самой пропитавшейся этой мерзостью. 

Вернуться назад

Продолжение

революция в информации

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

обучение сотрудников магазина бытовой техники

Назад к списку