Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч6 Ценностный кризис общества. Символические шифры

Ч6 Ценностный кризис общества Символические шифры

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРЕЛИГИОЗНОЕ ПРОРОЧЕСТВО

С. О. Петров Санкт-Петербург, СПбГЛТА

Разумеется, и эта идея «потусторонности» по отношению ко всей прошедшей, экономически детерминированной истории, и такие понятия, как «производительная сила науки» или «свободное время, выступающее в качестве истинной меры общественного богатства», представляют собой не более чем концептуальные эскизы.

Не следует цепляться за более конкретные расшифровки, которые пытался дать им сам Маркс, поскольку они обременены узкими культурно-технологическими ассоциациями, соразмерными условиям и возможностям Х1Х столетия.

Надо как раз отнестись к концептуальным эскизам Маркса как к масштабным символическим шифрам, в толкование которых могут вовлекаться все догадки, подсказываемые современным («постиндустриальным», «технотронным» и т.д.) производством. (Выделено мною – С.П.)                                                                                                             

Важно понять, что Марксово представление о коммунизме – это не научно-технический прогноз, а скорее социальное (нерелигиозное) пророчество.

А поскольку это пророчество, то с ним следует обращаться экзегетически, то есть выстраивать его многообразные мыслимые толкования (выделена мною –С.П.), подчиненные только обще гуманистическим ценностям и футурологическому критерию «это по крайней мере невозможно» (3, 26-31).

А вот высказывания В. С. Библера.    

По поводу известнейшего положения Маркса из «Тезисов о Фейербахе» «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности, или «самого изменения», может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика».

Кстати, в редакции Энгельса при первой публикации Тезисов в 1888 году из первоначального текста Маркса были изъяты принципиально важные слова о «само изменении» - С.П.) он пишет следующее:

«Полагаю, что это определение логически характеризует всеобщий смысл человеческой предметной деятельности, а не только – как у Маркса – ее выделенные, «привилегированные» моменты (периоды революции)» (2, с. 155).                                                                                                                                          «В ХХ веке те изменения самой деятельности (или само изменения), которые возникают в сфере свободного времени, сразу же оказывают существенное (а зачастую и решающее) влияние на сферу непосредственного материального производства, выступают важнейшим ферментом всей современной НТР… И раскрываются неожиданные вещи.

Приобретают неожиданный смысл некоторые «мимоходом» брошенные замечания Маркса (2, с. 156). (Выделено мною – С.П.).

 «Основное, что производит работник в сфере «всеобщего труда» … - это не «что», но «кто» – сам субъект деятельности, коренным образом преобразованный (- С.П.);

субъект во всем богатстве его материальных и духовных определений» (2, с. 162). (Выделено мною – С.П.).  

Вернуться к предыдущей части

Читать продолжение

человеческая деятельность по Марксу

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

развитие кадрового резерва

Назад к списку