Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч1 Общая мировоззренческая основа науки Теизм

Ч1 Общая мировоззренческая основа науки Теизм 

С. О. Петров Санкт- Петербург, Лесотехническая Академия

Общей мировоззренческой основой европейской средневековой науки являлся теизм, существовавший в единственной форме – христианского монотеизма. Кризис католической теократии положил начало  трансформации ее философских проекций, происходившей различными путями. Внутри монотеизма, рядом с монотеизм вырастают и постепенно вытесняют его: гуманизм, пантеизм, неотеизм, политеизм, деизм, скептицизм, цинизм, эклектизм и синтетизм и, наконец, атеизм.

Все они, так или иначе, прокладывали дорогу классической науке Нового времени. Общей же мировоззренческой основой науки «нового средневековья» (ХХ в.) являлся гуманизм, существовавший в двух основных формах – буржуазного гуманизма и марксистского пролетарского гуманизма. Современный кризис и крушение как империалистической, так и коммунистической антропократии положили начало выработке философских проекций для современного постнеклассического естествознания, пути осуществления которой также различны.

Внутри гуманизма, рядом с гуманизмом вырастают и постепенно вытесняют его в качестве мировоззренческой основы науки:

  1. «Натурализм» (экологизм).
  2. Антропокосмизм.
  3. «Неогуманизм».
  4. «Мультикультурализм».
  5. «Космологический плюрализм».
  6. Критицизм.
  7. Деидеологизация.
  8. Антисциентизм.
  9. Постмодернизм.
  10. Глобализация.
  11. Антигуманизм. 

Все они, в той или иной степени, служат сегодня (т.е. начиная с конца ХХ в.) мировоззренческими ориентирами развития науки. Задачей данного сообщения является попытка краткого освещения их вполне реального (т. е. действительно существующего в культуре) содержания путем сопоставления их с вышеуказанными образцами, сформировавшимися (или реактуализарованными) либо непосредственно в эпоху Возрождения и Реформации, либо вскоре после нее.

Гуманизм являлся «обожествлением человека», резким возвышением его статуса, вплоть до уровня почти соравного Богу субъекта (сотворца), утверждением его свободы и достоинства как самосозидающейся Личности.

Аналогично современный натурализм (экологизм, идея коэволюции) «очеловечивает природу», резко возвышая ее статус, вплоть до уровня почти соравного Человеку субъекта (партнера), а также ее новое достоинство как самоорганизующегося Лица.

Пантеизм – это отождествление  Бога и Природы. С этой точки зрения, изучая Природу, Человек изучает Бога.

Современный антропокосмизм отождествляет Природу (космос) и Человека. Изучая Природу, Человек изучает «Себя» (или других «Людей»).

Неотеизм (т.е. неохристианство  протестантизм)  резко принижал отчаянно греховного Человека перед Богом, оставляя последнему лишь Веру и выталкивая Разум на поприще мирских дел (присвоения Природы). Ему присуще ожидание близкого «конца света».

Современный неогуманизм (в том числе неомарксизм) также резко принижает отчаянно отчужденного Человека перед его Идеалом, оставляя последнему лишь возможность его разумного понимания и переориентируя  Человека на  самоприсвоение. Отношение к Природе тем самым ограничивается Доверием. Аналогично и ожидание близкой мировой катастрофы. 

Продолжение статьи

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

Новая наука и гуманизм

эффективная оценка банковских сотрудников

Назад к списку