В сообщении на предыдущей конференции в СПбГЛТ
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия
Главным контролером качества продукции всегда может и должен быть только его заказчик и потребитель, то есть в случае с высшим образованием сам обучающийся – студент.
Но в современной ситуации, когда ВУЗы работают «вхолостую» (половина выпускников не работает по специальности), студенту нет никакой нужды выступать в роли такого контролера.
А если будут широко востребованы в экономике именно его профессиональные знания и навыки, причем высокого уровня, то студент сам решит вопрос о конкретных параметрах качества образования, ему необходимого, и превратиться из «сачка» в первого борца против «липовых оценок» и дипломов как ничего не отражающих «корочек».
Однако, для того, чтобы это произошло, необходимо также само реформирование образовательного сообщества в тесном сотрудничестве с бизнес - сообществом, как другой важнейшей компонентой гражданского общества.
Необходимо признать, что консервативный характер образовательной сферы не только способствовал ее сохранению в годы революции 90-х гг. ХХ века, но и является ныне определенным препятствием для такого само реформирования.
Признать, что активное внедрение, прямо таки навязывание государством двухуровневой схемы «бакалавр» - «магистр» осуществляется вовсе не только внешними силами, но и с подачи бизнес - сообщества, многие представители которого рассматривают ее как лучше приспособленную к стремительно формирующейся (я уже отмечал это в (3) системе корпоративного образования.
Бизнесу, имеющему четкое представление о том, какой именно специалист ему нужен, дешевле и быстрее доучивать «бакалавра». И гораздо выгоднее взять его, чем так называемого «специалиста», обремененного массой ненужной и устаревшей информации, но не знающего азов своей профессии (вот она та самая «липа»).
Итак, необходимо, чтобы государство способствовало формированию в обществе потребности в модернизации образования, а не просто рассматривало его лишь как один из инструментов опеки над обществом (как это видно на примере религиозного образования).
С другой стороны, образовательное сообщество и бизнес сообщество (то есть гражданское общество) должны сами активно само реформироваться и сотрудничать.
Должны идти навстречу друг другу (со стороны бизнеса, участием в финансировании и четким заказом параметров выпускника, а со стороны ВУЗов, выработкой соответствующих образовательных программ и методик), сознательно совместно направляя свои усилия в сторону создания «общества знаний».
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |