В сообщении на предыдущей конференции в СПбГЛТ
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия
Поскольку для православия государство выступает как «абсолютное благо», церковь призвала паству не только повиноваться властям, но и молиться за него.
В 1990-х годах РПЦ предложило идею просвещенного или христианского патриотизма в качестве национальной объединительной идеи» (1, с. 126).
Но, как отмечается и в «письме академиков», не следует забывать и о наличии в России представителей других религий, прежде всего, ислама...
В одной из своих публикаций последних лет я ставил относительно соотношения государства и гражданского общества в нашей стране следующий вопрос:
«Найдется ли в России достаточное количество личностей, способных самостоятельно реализовать в своей духовной и практической жизни само созидание и ответственность перед прошлыми и будущими поколениями или же за их недостатком задачу трансформации, как это уже и прежде бывало в нашей истории, вынуждено возьмет на себя авторитарное государство?» (4, с. 149).
Сегодня становится все более заметным тяготение вектора текущего развития к выбору второго пути. В. В. Путин в одном из своих пространных интервью последних лет высказал мысль о том, что «национальная идея» России является очень простой.
Она заключается в слове «конкурентоспособность».
Если перевести этот экономический термин на более гуманитарный язык, то, видимо (с учетом того, что высказал его президент), следует расшифровать его следующим образом:
«Способность России, как государства, к выживанию в современном мире, к достижению в нем достойного ее положения в соперничестве с другими государствами».
Приходится признать, что этого все же слишком мало для «национальной идеи».
Ибо данное высказывание по-прежнему не содержит ответа на вопросы о том:
В каком именно качестве стремится выжить Россия.
Какое положение является достойным ее.
По каким конкретно показателям осуществляется соперничество?
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |