Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения
Бизнес тренинги и семинары,
в любом городе России и за ее пределами
Секретариат
+7 (495) 748-01-82, +7 (812) 331-98-03
office@lico.ru
Клиентский отдел
+7 (499) 577-02-36, +7 (812) 425-60-11
,

Ч2 Реконструкция марксистской традиции. Основы этики

Ч2 Реконструкция марксистской традиции Основы этики

частичная и полная реконструкция человечества

Петров С.О.

Санкт-Петербургская лесотехническая академия

Иными словами, Панарин предлагает ориентироваться на возрождение и заимствование восточных  цивилизационных образцов. Импортированный с Запада идеологический маятник правое – левое, либерализм – марксизм -  опять либерализм и так далее себя радикально  исчерпал, более того, оставление России пребывающей в его рамках чрезвычайно опасно для нее, ибо ни одна из составляющих его позиций не способна (как он считает) к новому возрождению и запоздалой само реформации. 

Очерченная выше точка зрения представляется мне недостаточно последовательной. Весь путь российской истории, начиная с зарождения государственности и принятия христианства, является цепью запаздывающих, затем стремительно и насильственно внедряемых, и, наконец, более или менее успешно перевариваемых и творчески осваиваемых цивилизационных заимствований как с Запада, так и с Востока. Окончательное разочарование в западнической ориентации последних 300 лет (насаждение сначала просвещенного дворянства, затем либеральной буржуазии и в завершение – социалистического пролетариата) и новое обращение к Востоку не выводит нас за пределы этой прежней традиции российского цивилизационного строительства, а на самом деле продолжает ее в неизменном виде.

Реализация же предложения реконструировать применительно к современной ситуации только православную традицию являлось бы по отношению ко всей российской традиции ее лишь частичной реконструкцией, в то время, как она должна быть полной. А. И. Солженицын утверждал, что «потеря, погубившая всех нас» заложена в том, «что интеллигенция отвергла религиозную нравственность, избрав себе атеистический гуманизм».

Однако, никак не возможно согласиться с тем, что возникший в эпоху Ренессанса гуманизм, ставший затем атеистическим, воодушевлявший на социально-культурной творчество в своем либеральном варианте в XVIII-XIX вв. и в марксистском, коммунистическом – в ХХ веке сотни тысяч, а затем сотни миллионов людей по всему миру и в том числе в России – что он был простойошибкой истории, роковой случайностью, легкомысленным уклонением, которое из нее необходимо просто вычеркнуть. Ибо он был в свою очередь реакцией на глубокий кризис средневекового теизма.

Задача реконструкции, реформации российской традиции в целом, переосмысление собственного опыта, безусловно, предполагает обращение ко всем ее составляющим, в том числе к ставшему частью нашего духовного наследия марксизму, что является предметом моего интереса.

В материалах прошлой сессии данной конференции и других публикациях я уже обосновывал необходимость и возможность трансформации марксизма. Как раз самые радикальные, на первый взгляд совершенно неприемлемые сегодня, а также казалось бы абсолютно периферийные, «неспецифичные» (как мы привыкли думать) для Маркса, его идеи могут и должны быть переосмыслены.  Идеи, вообще говоря, никогда не умирают целиком. Они находятся в непрерывном процессе взаимовлияния и взаимопревращения в развивающейся экологической среде культуры. 

Назад

Продолжение статьи

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

само реформация

Назад к списку