Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч2 Моделирование и бизнес игры для тренингов

Новые технологии в обучении персонала

Глава 2.

Краткая история деловых игр

И Вольф (1993), и Ходжетс (1970) утверждают, что историю деловых бизнес игр для тренингов можно проследить почти на 5000 лет назад, если рассматривать настольные и военные игры как их предшественники. Вольф, в частности, приводит исключительно интересную историю развития настольных и военных игр, начиная от их истоков в Китае в 3000 г. до н.э., и рассказывает о том, как они трансформировались в современные военные игры. Кэмпион (1995) обсуждает вопрос компьютеризации военных игр в середине 1950-х годов.

Непосредственными авторами современных игр по моделированию бизнеса можно считать людей, живших в 1932 г. в Европе и в 1955 г. в Северной Америке. В 1929 году М.М. Бирштейн была высокопоставленным руководителем в бюро по научной организации труда (Ленинград, Россия), когда эту организацию объединили с Ленинградским инженерно-экономическим институтом. Когда Бирштейн стала преподавать в ЛИЕИ, ей пришла в голову идея применить концепцию военных игр в к обучению руководящего состава.

Мария Бирнштейн провела свою первую деловую игру в 1932 году*. Это помогло создать модель процесс сборки на Лиговском заводе пишущих машин. Потом деловые игры стали применять, чтобы учить руководителей решать различные производственные задачи (Гэгнон (Gagnon), 1987). С 1932 по 1940 г. Мария Мироновна и ее группа в Ленинграде разработали более 40 подобных упражнений, которые позволяли имитировать производственные ситуации и процессы продажи на различных предприятиях. Это перспективное направление работы в Ленинградском инженерно-экономическом институте было прервано на несколько лет из-за Второй мировой войны. Очень интересное описание биографии Марии Мироновны Бирнштейн, настоящего пионера в сфере разработки бизнес-игр, можно найти в работе Волф и Крукол (Wolfe and Crookall (1993)).

В Северной Америке современные игры по моделированию бизнеса появились в 1955 г. В этом году корпорация «РЭНД» (RAND) разработала имитационную модель, которая было направлена на улучшение системы снабжения в ВВС США. По правилам этой игры под названием «МОНОПОЛОГЗ» (MONOPOLOGS) участники должны были играть роль менеджеров по инвентаризации в процессе моделирования работы системы снабжения ВВС так же, как в настоящее время бизнес-симуляторы позволяют участникам выступать в роли руководителей предприятий (Джексон (Jackson), 1959).

В 1956 году Американской ассоциацией управления была разработана первая широко известная деловая игра «МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ЗВЕНА» (Top Management Decision Simulation), которая была предназначена для использования на семинарах для руководителей предприятий (Ходжеттс (Hodgetts), 1970). Вслед за этим в 1957 году Грин и Эндлингер создали для консалтинговой компании McKinsey & Company игру «УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ» (BUSINESS MANAGEMENT GAME) (Andlinger, 1958), а в ходе университетского курса как часть курса по бизнесу впервые была использована бизнес-симуляция «РЕШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ЗВЕНА» (TOP MANAGEMENT DECISION GAME). Это произошло в университете штата Вашингтон в 1957 году (Уотсон (Watson), 1981).

* Игра называлась «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде» — Прим. переводчика.

С этого момента количество бизнес-симуляций стало стремительно расти. Согласно подсчетам, сделанным в 1961 году, только в Соединенных Штатах Америки появилось более 100 деловых игр, которые применялись в практике более чем 30 000 руководителей компаний и бесчисленного количества студентов (Кибби, Крафт и Нанус (Kibbee, Craft and Nanus), 1961). В 1969 г. было опубликовано «Руководство по деловым играм» (Business Games Handbook), (Graham & Gray, 1969), в котором было перечислено около 190 игр по моделированию бизнес-процессов. В «Руководстве по моделированию / Играх для обучения и тренингов» (The Guide to Simulation/Games for Education and Training) (Хорн и Кливз (Horn & Cleaves), 1980) было описано 228 бизнес-симуляций, которые были в ходу.

В 1962 году по результатам опроса 107-й Американской ассамблеи бизнес-школ при университетах игры по моделированию бизнес-процессов применялись в ходе обучения в 71,1% бизнес-школ, участвующих в исследовании (Дейл и Классон (Dale & Klasson), 1962). Клабберс (Klabbers) (1994) сообщает, что в начале 1970-х годов в Нидерландах, Израиле, Польше и Венгрии была очень популярна «Деловая игра Нью-Йоркского университета» (New York University Business Game). В исследовании, проведенном в университетах Восточной Европы в 1980 г., было перечислено более 30 бизнес-симуляций, которые проводились в 22 разных университетах (Асса (Assa), 1982). В «Немецком обзоре деловых игр по управлению» (The German Survey of Management Games) говорится, что в 1985 году в немецко-говорящих странах применялось примерно 200 деловых игр (80 с подсчетом вручную и 120 – с подсчетом на компьютере) (Рон (Rohn), 1986). В опросе 2004 года, который проводился по электронной почте среди преподавателей университетских бизнес-школ Северной Америки, говорилось, что 30,6% из 1085 респондентов применяли в тот момент бизнес-моделирование, а остальные 17,1% опрошенных преподавателей использовали деловые игры в прошлом (Фариа и Веллингтон, 2004).

Читать дальше

Бизнес тренинг: проведение деловой игры

Назад к списку