Материалы к теоретическому сообщению доцента Петрова С. О.
Общей мировоззренческой основой средневековой науки являлся теизм, существовавший в единственной форме – христианского монотеизма. Кризис католической теократии положил начало мировоззренческой трансформации, происходившей различными путями. Внутри монотеизма, рядом с монотеизм вырастают и постепенно вытесняют его в качестве мировоззренческой основы науки: гуманизм, пантеизм, неотеизм, политеизм, деизм, скептицизм, цинизм, эклектизм и синтетизм и, наконец, атеизм. Все они, так или иначе, прокладывали дорогу классической науке Нового времени. Общей мировоззренческой основой науки «нового средневековья» (ХХ в.) являлся гуманизм, существовавший в двух основных формах – буржуазного гуманизма и марксистского пролетарского гуманизма. Кризис как империалистической, так и коммунистической антропократии положил начало мировоззренческой трансформации, пути которой также различны. Внутри гуманизма, рядом с гуманизмом вырастают и постепенно вытесняют его в качестве мировоззренческой основы науки: «натурализм», «пангуманизм», «неогуманизм», «полигуманизм», «гуманоидизм», критицизм, деидеологизация, антисциентизм и постмодернизм, глобализация и, наконец, настоящий антигуманизм. Все они, так или иначе, служат сегодня (т.е. начиная с конца ХХ в.) ориентирами становления постнеклассической науки. Задачей данного теоретического сообщения является попытка краткого освещения их вполне реального (т. е. действительно существующего в культуре) содержания – при признании условности значительной части употребленных терминов – путем сопоставления их с вышеуказанными образцами, сформировавшимися (или реактуализарованными) либо непосредственно в эпоху Возрождения и Реформации, либо вскоре после нее.
Возрождение и Реформация |
Новые «Возрождение» и «Реформация» |
1. Гуманизм – «обожествление человека» – резкое возвышение статуса Человека, вплоть до уровня почти соравного Богу субъекта (сотворца). Свобода и достоинство Человека как самосозидающейся Личности.
|
1. Натурализм (экологизм, идея коэволюции) – «очеловечивание природы» – резкое возвышение статуса Природы, вплоть до уровня почти соравного Человеку субъекта (партнера). Новое достоинство Природы как самоорганизующегося Лица (синергетика). |
2. Пантеизм – отождествление Бога и Природы. Изучая Природу, Человек изучает Бога.
|
2. Пангуманизм (антропокосмизм) – отождествление Природы (космоса) и Человека. Изучая Природу, Человек изучает «Себя» (или других «Людей»). |
3. Неотеизм (т.е. неохристианство - протестантизм) – резкое принижение отчаянно греховного Человека перед Богом, оставляющее последнему лишь Веру и выталкивающее Разум на поприще мирских дел (присвоения Природы). Ожидание близкого «конца света» |
3. Неогуманизм (в т.ч. неомарксизм) – резкое принижение отчаянно отчужденного Человека перед его Идеалом, оставляющее последнему лишь возможность его разумного понимания и переориентирующее Человека на самоприсвоение, а отношение к Природе тем самым ограничивающее Доверием. Ожидание близкой мировой катастрофы. |
4. Политеизм (язычество) – признание управления миром множеством Богов, подчиняющихся, тем не менее, одному общему закону – закону Судьбы.
|
4. Полигуманизм (идея многополярного мира) – признание управления миром множеством Человеческих общностей (цивилизаций), подчиняющихся, тем не менее, одному общему закону – закону Эволюции. |
5. Деизм – признание Бога в качестве Творца (абстрактного начала) Мира, который функционирует теперь самостоятельно в соответствии с предписанными ему Богом Законами, но без непосредственного вмешательства последнего (магистральная дорога к механицизму). |
5. Гуманоидизм – предыдущий взгляд, но распространенный на Космос. Природа как отчужденный результат взаимовлияющего, но независимого творчества многих космических Разумов (цивилизаций), часть из которых теперь уже непосредственно в нее не вмешивается. Она – самоценный плод Случая и, одновременно, поле возможного поиска и диалога с этими Разумами (магистральная дорога к синергетизму). |
6. Скептицизм – активное сомнение по отношению как ко всем религиям, так и к главенствующим в их рамках наукам (теология, схоластика). |
6. Критицизм – активное сомнение по отношению как ко всем идеологиям, так и любым прежде достигнутым научным результатам. |
7. Цинизм – активное отвержение всех норм и предписаний прежней христианской религии, религиозной науки и религиозной морали. Превращение жизни Человека в Игру, хотя и основанную на расчете (в т.ч. интересов), меру разумности которого он определяет сам.
|
7. Деидеологизация, антисциентизм и постмодернизм – активное отвержение как всех прежних идеологий (и вместе с ними норм идеологической морали), так и всей прежней науки, только их в действительности и обслуживающей. Превращение Мира и Человека в Тексты, а жизни Человека – в Игру с ними. |
8. Эклектизм и синтетизм, – смешение и сплавление фрагментов культур (в т.ч. религиозных и философских идей – например, атомизма Эпикура и алхимии) различных времен и стран (особенно с Востока). |
8. Глобализация – аналогичное смешение и сплавление (например, возрождение магии, объективного идеализма, рецепция даосизма, индуизма, буддизма и т.д.). |
9. Атеизм – отрицание существования Бога. Утверждение на его место Человека как чисто природного существа. |
9. Антигуманизм – отрицание правомерности существования Человека. Предложение к Человечеству (или - NB – определенной части его!) «самоустраниться», чтобы дать место Природе. |
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO |