Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч2 Менеджмент предприятия. Просто о сложном

Особенности менеджмента

Продолжение главы "Функции менеджера" из книги Н. Гукасьяна «Менеджмент предприятия. Просто о сложном»...

Администратор (pAei), его основная задача заключается в том, что­бы система, которой он управляет, вовремя принимала правильные шаги, в нужной последовательности и с требуемой интенсивностью.

Администратор уделяет внимание деталям и заботится о том, чтобы сотрудники следовали установленным правилам и процедурам, а не искали новые методы решения уже решенных задач.

В отличие от P - менеджера, который действует по принципу:
"что не запрещено, разрешено".

A - менеджер исходит из обратного: "что не разрешено, запрещено".

В то же время, если на предприятии есть менеджеры, которые обеспечивают функции и Р и А, то оно будет результативным в краткосрочном периоде. Администрирование особенно важно в растущих организациях, развивающихся сразу в нескольких на­правлениях, когда учет деталей и оценка наличных ресурсов становится важнейшим фактором жизнеспособности компании.

Можно сказать, что хороший А прикрывает тылы Р и Е, отслеживая выполнение плана и соблюдение стандартных процедур. Однако если A-менеджер неудовлетворительно выполняет остальные функции (Р, Е и I), то он превращается в бюрократа и тормозит развитие компании.

Отличительные черты A - менеджера приведены в третьем столбце табл. 13.1.

Примером удачного сочетания А и E менеджеров может служить наличие двух системных администраторов в компании: один администрирует существующую корпоративную сеть, отслеживает соблюдение регламентов и процедур, т. е. выполняет A - функции, а второй решает вновь возникающие задачи по развитию компании, ведет переговоры с поставщиками о расценках на новые каналы связи, об обновлении антивирусов.

Если разработкой и соблюдением регламентов будет заниматься E, то никакой из регламентов не проживет больше месяца.

Если же Администратор займется закупкой антивирусной программы, то на его компьютерах будут стоять все существующие антивирусные программы и ни один вирус не проникнет в корпоративную сеть, но для запуска даже текстового редактора компьютеру будет часто не хватать мощности.

Предприниматель (PaEi), в отличие от Администратора, который следит за реализацией готовых планов и решений, сам находит решения стоящих перед фирмой задач и разрабатывает планы по их реализации. Роль Предпринимателя особенно возрастает в период быстро меняющейся внешней среды, будь то экономический кризис или внезапно открывшиеся возможности по расширению бизнеса.

Для поиска решений менеджеру, выполняющему E - функцию в компании, необходимо творческое начало, способность предвидеть будущее и находить новые направления развития.

Предпринимателя отличает "способность видеть сквозь туман". В консалтинговых компаниях и в университетах работает достаточно много творческих личностей, которые "видят сквозь туман", могут предвидеть будущее и опережать события, но они не в состоянии в полной мере выполнять E-функции, поскольку им недостает готовности рисковать, идти вперед в условиях тумана, неопределенности рынка. Таких людей можно охарактеризовать кодом paEi, они большей частью лишь генерируют идеи и не являются предпринимателями.

Кроме того, чтобы компания работала устойчиво в долго­срочной перспективе, нужен еще менеджер с Р-функциями, который сможет идеи и концепцию менеджера Е реализовать и довести до конца.

Это может быть руководитель, совмещающий в себе функции Р и или два руководителя: один Е, другой Р. В то же время истинным лидером преобразований компании является руководитель с кодом PaEi, который четко знает, что и как нужно сделать, умеет объединить людей, замотивировать и нацелить на преобразования.

Пример грамотной организации финансового блока предприятия для устойчивой работы в краткосрочной и в долгосрочной перспективе - отделение финансовых аспектов компании от бухгалтерских задач. Финансовыми аспектами занимается директор по финансам, в его обязанности входит поиск финансирования, работа с банками, оптимизирование налогов и подобное.

То есть он выполняет функцию paEi.

А главный бухгалтер отвечает за заполнение налоговых деклараций, выплату налогов и возмещение НДС, осуществляя тем самым функции А и Р. В четвертом столбце табл. 13.1 приведены характерные черты менеджера с кодом Е, всецело поглощенного генерацией идей, и не доводящего ни одну из них до конца.

Интегратора (раеI), его основная задача заключается в создании культуры взаимного доверия и уважения в компании, объединении сотрудников для достижения поставленных целей. Эта функция де­лает организацию эффективной в долгосрочной перспективе по­скольку, когда люди работают в единой команде, то при потере от­дельных работников она остается жизнеспособной. Для объединения сотрудников Интегратору необходимо формировать корпоративную культуру, ведь именно культура сплачивает людей.

Корпоративная культура, в свою очередь, включает в себя атмосферу взаимного уважения и доверия, систему нравственных и поведенческих норм, которые благоприятствуют совместной работе.

На предприятии с высокой корпоративной культурой у сотрудников развито чувство локтя, обеспечивается взаимозаменяемость людей, что в итоге за счет группового предпринимательства значительно повышает эффективность компании. Культуру на предприятии трудно сформировать и очень просто разрушить.

Также нужно иметь в виду, что слишком быстрый рост компании чреват утратой культуры, на которую опирается ее репутация.

Интеграция у него имеет три направления: вверх, вниз и по горизонта­ли.

  • Интеграция, направленная вверх, - это объединение людей, имеющих более высокую должность, интеграция вниз позволяет стать лидером, сплачивая подчиненных.
  • Интеграция по горизонта­ли - это объединение равных себе людей. Трудно найти руководителя, являющегося хорошим интегратором по всем трем направлениям.
  • Понятно, что наиболее сложно интегрировать вышестоящих коллег, а интеграция вниз может недостаточной, если руководитель держится с подчиненными надменно.

Для успеха в своей деятельности Интегратор должен обладать тремя важными качествами:

  • иметь способность к творчеству, поскольку ему приходится принимать решения в условиях неопределенности, при наличии плохо структурированной информации. Интегратор должен находить точки совпадения взглядов различных людей, согласовывать их установки, ценности и ожидания, что непросто сделать и профессиональным психологам;
  • чувствовать озабоченность других людей, их проблемы. Ведь, чтобы согласовывать различные точки зрения людей, нужно знать мотивы их поведения;
  • быть экстравертом, открытым к общению с самыми различными людьми, даже с теми, взгляды которых он не разделяет.

Интеграция — это важнейшая функция руководителя-лидера, без нее невозможно вести за собой людей.

Краткие характеристики менеджера, выполняющего в совершенстве только функции интеграции, приведены в последнем столбце табл. 13.1.

Таблица 13.1. Характерные черты менеджеров, PAEI код

Характеристика

Функция

Производитель

Администратор

Предприниматель

Интегратор

Личностные особенности

Предан делу, усердный работник. Допускает творческий подход, если результат гарантирован

Педантичен, медлителен, осторожен, консервативен. Душит творческие порывы

Энтузиаст, энергичен, креативен, имеет харизму Монополизирует право на творчество

Уравновешенный­, восприимчивый, ориентирован на людей

Принятие решений

Прекрасный исполнитель. Не учитывает долгосрочные­аспекты

Копирует действующие­ решения

Предпочитает временные меры, обращается­ напрямую к исполнителю, игнорируя процедуры

Принимает решение только при наличии консенсуса

Реализация решений

Погружается целиком и лучше всех доводит дело до конца

Контролирует работу и поддерживает поря­док

Инициирует новые проекты, достигнутые результаты всегда ­недостаточны

Всех склоняет к согласию

Планирование­

Краткосрочное­, многое не успевает

Детально прорабатывает­ краткосрочные планы

Занимается только долго­срочным ­планированием

Привлекает все стороны к составлению плана

Предпочитаемый­ тип информации

Техническая, специального характера

Административная­

О возможностях­ и рисках

Кто какую позицию занимает

Отношения к изменениями­

Приветствует­, если только результат гарантирован

Препятствует из опасения, что ситуация выйдет из-под контроля

Приветствует только те, ­инициатором которых он является ­

Приветствует, если позволяют­ разрешать­ конфликты без ущерба единству­

Выполнять удовлетворительно только одну функцию, пусть даже и в совершенстве, недостаточно, чтобы быть руководителем и управлять людьми. Менеджеру необходимо как минимум ­удовлетворительно выполнять все четыре функции, то есть иметь код paei.

Если хотя бы одна функция выполняется неудовлетворительно, в коде сотрудника присутствует прочерк, например p-ei, т. е. ­полностью отсутствует способность к администрированию, то управление­ людьми ему лучше не доверять.

Чтобы быть руководителем - лидером, по мнению Адизеса, нужно выполнять минимум две функции­ в совершенстве, причем одна из них обязательно должна быть I.

Например, руководителя с кодом Paei можно назвать "играющим тренером", он создает рабочую атмосферу в коллективе, мотивирует сотрудников и ведет их на выполнение текущих задач. Лидер - администратор с кодом pAeI объясняет подчиненным, как правильно выполнить задание.

Руководитель - политик, который выбирает на­правление развития, но не углубляется в текущие детали производства­, имеет код paEI.

У разных подразделений различные функции могут быть превалирующими. На верхних уровнях управления, как правило, превалирует функция предпринимательства Е, а, например, в отделе по подготовке инструкций по эксплуатации -  функция А. Кроме того, есть функции, которые часто несовместимы не только в одном человеке, но и в рамках одного подразделения и конфликтуют друг с другом, как, например, А и Р.

Менеджер по продажам (функция­ Р) так торопится заключить сделку, что вступает в конфликт с корпоративным юристом (функция А). Или наоборот, бухгалтерия выполняя функцию А, так заорганизована, что выставляет счета в валюте, которой нет у данного клиента.

PAEI код управления у менеджера может меняться в зависимости от ситуации.

Причем зачастую сам человек выбирает код так, чтобы ­дополнять код собеседника. Например, при общении с начальством менеджер может выбрать код Paei, если начальник в данной ситуации­ общается с позиции pAEi. И наоборот, в общении с подчиненными­ руководитель выбирает код с сильной функцией предпринимательства Е. Кроме того, код менеджера меняется в зависимости от текущего кода его предприятия, полученного опыта, пройденного обучения и просто по мере взросления человека.

Начинающий ­менеджер по продажам, еще не имея груза совершенных ошибок, более склонен к предпринимательской активности и его код может быть р - Е -. Но через несколько лет работы, из-за совершенных ошибок, функция предпринимательства может уменьшиться, а пройдя не­сколько тренингов, менеджер повысит свои способности как руководителя­, и в итоге его код будет с более сильными функциями управленца - администратора, например, pAei.

Значимость каждой PAEI-функции для всей организации, так же, как и для отдельного менеджера, меняется на протяжении своего жизненного цикла. Со временем важность одних функций возрастает­, а других - снижается. Например, на первом этапе развития компании­, этапе Креативности, который начинается с выхода компании на рынок, самой важной будет функция предпринимательства Е и предприятие окажется заинтересованным в E-менеджерах.

Затем, по мере роста фирмы, будет возрастать роль администрирования А.

Это означает, что на менеджеров будет оказываться влияние, к ним повысятся требования по администрированию, и в их коде будет возрастать функция А.

Часто A-менеджеров в такой ситуации ­привлекают со стороны.

Далее, при наращивании объемов продаж, ­будет превалировать функция Р, которую, при росте числа сотрудников­ компании, в свою очередь сменят функции администрирования А и интеграции I.

Руководство компании будет требовать от сотрудников­ повышения роли функций управления в той же последовательности­, а также привлекать менеджеров со стороны.

В начало главы

Обучение руководителей эффективному менеджменту

Назад к списку