Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч1 Самоопределение России в диалоге культур

Ч1 Самоопределение России в диалоге культур 

ЗАПАД И ВОСТОК. ЦЕННОСТИ 

С. О. Петров  (СПбГЛТА)

Ценностная система России, как известно, представляет собой результат длительного впитывания противоречивых западных и восточных влияний.

В данном тексте я хотел обратить внимание лишь на те моменты, которые сегодня представляются особенно актуальными.

При их анализе следует, как мне кажется,  избегать двух взаимосвязанных пар крайностей.      

Во-первых, с одной стороны, речь, не может, идти о том, чтобы пытаться обнаружить у России некую «совершенно особенную», лишь ей присущую, неизменную систему ценностей.

С другой стороны, абсолютно неверно утверждать, будто существует (у кого-то другого) образцовая, раз и навсегда данная, «общечеловеческая» система ценностей, по отношению к которой Россия-де и должна самоопределиться. 

В ложности и скрытой корыстности последнего утверждения мы имели возможность сполна убедиться за последние пару десятилетий.

Ценности россиян не могут быть принципиально другими, чем у остальных людей в других странах.

Ценности россиян могут быть и являются лишь самобытным видоизменением (конечно, очень значительным) в толковании, мере, степени, сочетании, взаимосвязи, тех общих ценностей, культивирование которых делают людьми всех людей.

Во-вторых, с одной стороны, понятно, что никакое глубокое, адекватное понимание России невозможно без патриотизма, гордости за ее самобытность, без чувства любви к ней.

Но, с другой стороны, оно невозможно и без понимания того, что другие вовсе не обязаны и не могут любить ее так, как мы, (более того, имеют много реальных оснований не любить ее), а, по отношению к своей культуре, являются на совершенно законных основаниях не меньшими патриотами своих стран, чем мы - патриоты России.

Отсутствие такого понимания есть (в лучшем случае) лишь наивный и невежественный самообман. 

Продолжение статьи

все тренинги ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ LiCO 

выполнение индивидуального задания

Назад к списку