Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Ч2 Мотивация избегания. Особенности тренингового рынка

особенности тренингового рынка и разновидности бизнес тренингов

"Западный" тренинг.

"Западный тренинг" проводится на различные темы сотрудниками представительств западных тренинговых и консалтинговых компаний либо (чаще) когда-то чему-то обучавшимися в других странах (в США преимущественно) людьми самых разных специальностей. Бизнес тренинги обычно касаются азов менеджмента, проводятся по практически неадаптированным (в лучшем случае, плохо переведенным) зарубежным методикам, плохо укладывающимся в особенности российского правового и традиционного поля.

Основное, что приобретают участники — некоторую систематизацию своих неявных представлений об управлении. Если за бизнес тренинг не выставляют запредельных цен (то есть компания не продает свой бренд в первую очередь), то вреда персоналу такие занятия почти не наносят. Объективные недостатки:

    а) часто плохой перевод (или его отсутствие) раздаточных материалов;

    б) сомнительная ценность приобретенных навыков в пределах РФ;

    в) бизнес-тренинг часто основан на необновленных познаниях тренера от 1994 года, поэтому может содержать откровенные фактические ошибки.

Что мы хотим купить

Если сформулировать наиболее упрощенно потребности в тренинговых программах, то они сведутся к трем почти афористичным предложениям. Клиенты в большинстве своем ХОТЯТ:

    а) научиться работать по-новому (ноу-хау в своей профессиональной области).

    б) научиться работать (общий менеджмент).

    в) научиться (новый продукт, бизнес-идея).

Отсюда три возможных направления развития тренингового бизнеса:

1. Ноу-хау в профессиональной области — это вариант удачного развития "ремесленного типа" тренингов. В настоящее время наиболее удачно проводятся бизнес-тренинги в области управления проектами по РМI-стандарту. Поскольку в самом начале статьи мы оговаривали отсутствие рекламы для конкретного тренера, то, к нашему сожалению, не можем дать прямую ссылку на соответствующий курс, но для всех пользователей Интернета направление поиска очевидно. Есть и другие профессиональные направления (те же продажи), которые преподают действительно хорошие тренеры. Однако исключения только подтверждают правило. В то же время именно узкопрофессиональный тип тренингов, формирующий практические навыки, наиболее попадает в спрос рынка. Часто узкопрофессиональный удачный тренинг служит началом полномасштабного консалтингового проекта.

2. Тренинги по общему менеджменту тоже пользуются высоким спросом. И, к сожалению, именно этот сегмент рынка уже существенно подпорчен недоброкачественными предложениями. Эффект от тренинга по общему менеджменту не столь очевиден, как от узкопрофессионального тренинга, поэтому здесь риск выбрать "научный тренинг", не говоря уж о "стрессовом", — довольно высок. Вдобавок практически в любом второразрядном институте (часто именующем себя академией) существуют разномасштабные курсы по этой дисциплине. Мы, к сожалению, так и не обнаружили организацию или тренера, предлагающих реально полезную программу, позволяющую поднять уровень управленческих навыков в короткий период. Возможно, специфика этой потребности такова, что в стиле тренингов ее вообще нельзя удовлетворить (без риска нарваться на апологета собственного "здравого смысла и жизненного опыта"). Часто такие тренинги сопровождают консалтинговый проект по оптимизации системы управления предприятием. К сожалению, профессиональных консультантов на рынке еще меньше, чем профессиональных тренеров (как уровень интеллекта определяется не количеством прочитанных книг, а количеством понятых, так и уровень профессионализма лучше оценивать по практическому результату, а не про бренду), поэтому вероятность пройти действительно результативный тренинг в ходе проекта у участников не выше, чем при посещении открытой программы.

3. Тренинги по новому продукту не могут существовать в природе. Рождение бизнес-идеи — это необходимое условие старта любого коммерческого предприятия, и происходит оно исключительно в голове будущего собственника данного предприятия. Поэтому речь тут идет скорее о коучинге — почти психоаналитической работе специалиста с собственниками, в результате которой собственник может увидеть отражение себя и своих сомнений в постороннем, незаинтересованном человеке и оценить риски затеваемого развития бизнеса. Это очень дорогая и очень индивидуальная услуга, которая не может быть поставлена на поток, несмотря на объективно существующий немалый спрос. Риски получить недоброкачественное предложение (например, от любителя "стрессовых" методов) здесь также высоки, особенно в связи с высокой стоимостью данного продукта. В то же время риски специалиста тоже высоки, так как мы, перефразируя поговорку, вряд ли будем благодарить зеркало за удачное отражение.

Как выбрать программу.

Из всего сказанного выше можно дать несколько рекомендаций при отборе тренинговых программ:

1. Если план обучения в компании формируется впервые — лучше сделать основную ставку на "ремесленный тип" тренинга, выбрав тренера по рекомендациям. Причем желательно его прежних работодателей (где бизнес тренер реализовывался в качестве функционера: специалиста по продажам, или по бухучету, или по управлению персоналом и т.д.), а не прежних заказчиков, поскольку, к сожалению, когда мы платим деньги за какой-то продукт, лишь немногие из нас могут, положа руку на сердце, признать, что купили откровенное "не то".

2. Если собственники вдруг сходили на "стрессовый" тренинг и загорелись мыслью реорганизации своей компании по принципу "создания абсолютно новой, жесткой системы ценностей" — нужно очень быстро бежать на внешний рынок труда, потому что из разорившейся компании трудоустраиваться всегда нелегко.

3. Если вы хотите расширить кругозор своих сотрудников и придать некоторый стратегический аспект их деятельности, можно заказать и "научный" тренинг, но, чтобы минимизировать ущерб, стоит вначале пробно посетить открытый тренинг уважаемого тренера, и только после понимания степени его необходимости для вашего бизнес-процесса заказать корпоративное обучение. Разовое. Ни в коем случае не "углубленными циклами" (любимое предложение такого типа тренеров, поскольку в их диссертации ведь не одна глава, а несколько).

4. Если у вас вменяемый персонал — имеет смысл вкладываться в выращивание внутренних тренеров. Внутренний тренер — хороший ресурс для формирования кадрового резерва.

5. Если у вас есть инвестор, то можно создать тренинговую компанию — с учетом приведенного анализа, — поскольку все предпосылки для создания успешного бизнеса в этой области есть в настоящее время на рынке.

Портрет рынка.

Термин "мотивация избегания" не даром вынесен в название статьи. Хотя и трактуется в статье довольно свободно. Из небольшого эмоционального анализа собственных ощущений от предложений тренингового рынка столицы можно сделать следующие выводы:

Бизнес тренеры часто избегают реальных потребностей заказчика при формировании своих программ.
Заказчики часто избегают возможности самостоятельно решить проблему, даже если точно знают, как ее решать.
Некоторые тренинги формируют мотивацию избегания тренингов у участников.
Отдельные тренинги формируют у участников мотивацию избегания (в классическом смысле термина) в качестве основной мотивации в достижении целей.
Тренинговый рынок в целом отличается мотивацией избегания, поскольку не стремится ни к достижению удовлетворения рыночного спроса, ни к формированию рыночного спроса, адекватного предложению, довольствуясь малой частью возможного дохода.
При всей внешней стабильности тренинговый рынок сейчас весьма рыхлый, с большим разнообразием цен на один и тот же продукт, не клиенториентированный, а следовательно — эта ниша практически пуста, потенциально высокоприбыльна и ждет своей удачной бизнес-идеи.

портрет тренингового рынка

Марина Вишнякова

Об АВТОРЕ: Марина Вишнякова — директор по персоналу
Группы компаний УНИКУМ, г.Москва.
Опыт работы в организационном консультировании — более 5 лет,
в реальном секторе — более 8 лет

Читать сначала. Часть 1

Назад к списку