31 июля 1945 году тридцать третий Президент США Гарри С. Трумэн принял решение об атомной бомбардировке Японии.
Современным же руководителям он больше известен маленькой табличкой на своем столе, которая гласила: «The buck stops here". «Передача ответственности заканчивается здесь!», это символ понимания конечной ответственности за свои действия как президента, так действия США в целом.
«Буквально - "кому фишка (ответственность) выпадет" - из игры в покер. Эту самую фишку, которой часто в игре в покер служил серебряный доллар, "бакс" - buck) можно было передать другому игроку, как бы снимая с себя ответственность».
Продолжим рассуждать о делегировании у президентов. В конституциях многих стран про делегирование можно прочесть много интересного. Особенно важно это руководителю, который хочет научиться делегировать. Прочтем вместе эту часть конституции:
«Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу».
Смотрите, как интересно получается, вместе со многими делегированными полномочиями, которые так же четко описаны, мы видим и то, что НЕ ДЕЛЕГИРУЕТСЯ президенту. Зачем, затем что бы он «случайно» не начал менять законы по исключительно своей воле.
Итак, делаем первые выводы:
Давайте все же сформулируем, что такое процесс делегирования – это выполнение неких дополнительных поручений, дополнительной работы подчиненным без вмешательства самого руководителя, который ранее сам выполнял эту работу.
Таким образом, если сам именно эту работу босс не выполнял, то и процессом делегирования это назвать нельзя. Назовем это наймом специалиста или другой случай - перераспределением обязанностей среди подчиненных.
Пример: если это ранее выполнял Алексей, затем заболел и руководитель работу эту отдал Васе. Так вот это - перераспределение но, НЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ.
Представим себе некую полку, на которой выложены в ряд все текущие дела и обязанности какого-тот конкретного руководителя. Вот подошел он к этой полке и видит: «Ого, сколько всего мне надо сделать!». Вот тут, и начинаются у него муки желания делегировать что-либо, глядя на эту виртуальную полку со своими необъятными делами:
А так как наш босс читал в книжках неоднократно: «Грамотный руководитель должен правильно распределять свои обязанности и не выполнять всю работу самостоятельно», то тут и проявляется желание часть кому-то поручить.
Смотрите, как идеально все выходит на словах – вот отдал подчиненному эту работу и даже вмешиваться не надо, жди только отчета об исполнении. Но внедрять теорию на практике распределения дел именно со своей «полки» с делами оказывается много сложнее, чем кажется на первый взгляд.
И вот с момента начала осознанного желания «снять вот это со своей полки это и отдать делать Васе» начинаются у босса «страхи». Начинаются они с осознания, того что делиться придется с подчиненными не только обязанностями, но и своими правами - полномочиями. А иначе как Вася всё это будет делать, ему имеющихся полномочий (прав использовать ресурсы компании) может не хватить.
Какие же опасения, часто самим руководителем не осознанные непременно возникают у него в момент обдумывания «что же и как отдавать». Опасения босса стоит разделить на две группы: опасения или страхи «Передачи прав или полномочий» и «Передачи самой задачи и обязанностей с ней связанных».
«Страх» первый: я передам Васе права временно, а он «не вернет – оставит у себя» и будет постоянно пользоваться.
«Страх» второй: я передам Васе права временно, а он будет пользоваться ими и другие подчиненные увидят «большую» самостоятельность Васи и перестанут ходить ко мне за разрешением, я «теряю часть власти и авторитета».
«Страх» третий: я передам Васе права временно, а он будет пользоваться ими не заметно для меня «не по назначению».
«Страх» первый: боязнь брать ответственность за работу, выполненную подчиненным без вмешательства босса.
«Вдруг Вася напортачит, или что-то не доделает, а это выясниться потом… и отвечать мне, лучше уж я как-нибудь вечерком останусь и всё сам»...
«Страх» второй: «Вдруг Вася не так как надо сделает, или не сможет и потом мне же придется всё это и переделывать, тратить свое время, которое я хотел сэкономить»…
«Страх» третий: «Я сегодня, перед тем как отдать это поручение должен буду всё Васе рассказать, объяснить и показать. Вдруг, у него получиться это лучше чем у меня! Теперь Вася всё это может делать сам, БЕЗ МЕНЯ. И ситуацию эту может увидеть и мой шеф. Вдруг Васю на моё место… Зачем учить на свою голову потенциального конкурента?
Какие же радости делегирования могут компенсировать эти опасения?
«Радость» первая: саморазвитие самого босса - отдал работу подчиненному то есть освободил себе время на то, что раньше осваивать было некогда.
«Радость» вторая: развитие и выращивание себе заместителя, а значит в потенциале, возможного кандидата на мое место, а я смогу вырасти в иерархии компании.
«Радость» третья: видеть, как мотивированны люди новыми для них поручениями и задачами.