Успешность функционирования любого банка как системы определяется не только финансовыми показателями его деятельности, но и соответствием персонала определенным квалификационным требованиям...
Банковские тренинги (Подробнее: какие банки обучали бизнес тренеры).
Для персонала, занятого в области обслуживания клиентов в банке, основными требованиями признаются:
Это позволит банковским сотрудникам в дополнение к имеющемуся у них базовому профессиональному образованию быть постоянно в курсе новинок и изменений к документам, оказывающим непосредственное влияние на их профессиональную деятельность.
Создание такой постоянно действующей системы обучения позволит минимизировать риски банковской деятельности, так как грамотный и своевременно обученный сотрудник скорее избежит ошибок, которые могут привести к финансовым потерям как самого банка, так и его клиентов.
Обучающий семинар LiCO. Тренинг по сервису в банке проводится для банковских работников, как правило операционистов и менеджеров консультантов по работе с юридическими лицами.
Система обучения и бизнес тренинги для сотрудников банка.
Организация обучения и повышение квалификации персонала преследует следующую цель — обеспечить сотрудникам банка возможность постоянно приобретать знания, необходимые для успешного выполнения текущих и перспективных профессиональных задач.
Эти бизнес тренинги необходимы для обеспечения постоянного развития банка и развития его услуг и банковских продуктов.
Увеличения численности персонала при организации подбора сотрудников в банк.
Предпочтение отдавалось кандидатам:
Несмотря на столь высокие требования, предъявляемые к кандидатам, потребность в бизнес тренингах и повышении квалификации постоянна.
Под обучением банковских работников в банке понимается участие сотрудников в образовательных мероприятиях, проводимых как внутри банка (т.е. внутренние корпоративные тренинги, обучение, реализуемое силами сотрудников), так и вне его (внешние корпоративные тренинги, обучение с использованием внешних бизнес тренеров, в таких форматах:
Формат 1. Открытые тренинги
Формат 2. Корпоративные тренинги
Пример: Обучающий семинар LiCO "Как работать с клиентами банка правильно" - это тренинг по продажам банковских продуктов для корпоративных клиентов.
Внешнее обучение сотрудника банка и внутренняя подготовка с помощью внутренних бизнес тренеров.
3. На внешнее обучение направляются, как правило, главные специалисты и руководители подразделений.
Рядовые исполнители могут проходить внутреннее обучение у банковских специалистов - тренеров.
Внутреннее обучение проводится для специалистов всех уровней для обзора изменений законодательства, обсуждения новых банковских методик и сложных вопросов взаимодействия между подразделениями.
Из описанных выше квалификационных требований к персоналу следует, что получение сотрудниками высшего (как первого, так и последующих) образования не является целью системы внутреннего обучения банка. Целью обучения сотрудников является повышение конкурентоспособности банка и рост мотивации и квалификации персонала.
Определение потребностей подразделения и сотрудника банка.
Основой для определения текущих потребностей сотрудников банка в обучении, то есть соответствия их квалификации и компетенции текущим и стратегическим потребностям банка, являются:
Стратегические потребности в обучении определяются бизнес-планом отдела обучения банка на текущий и последующий периоды.
Составление плана долгосрочного бизнес обучения.
В соответствии с выявленными потребностями руководитель подразделения составляет ежеквартальный план внутреннего обучения для сотрудников.
Примерная форма такого плана:
|
|
Кроме того, составляются ежеквартальные планы внешнего обучения и заявки на ежеквартальное внешнее обучение сотрудников (как правило, уровня руководителей внутренних подразделений и главных специалистов).
Планы подразделений как внешнего, так и внутреннего обучения передаются в отдел по работе с персоналом.
Отдел по работе с персоналом составляет общебанковские ежеквартальные планы обучения (отдельно внутреннего и внешнего) с учетом:
Направление каждого сотрудника на внешнее обучение оформляется приказом.
В конце квартала составляется отчет о выполнении планов внутреннего и внешнего обучений.
Посмотреть пример подготовки персонала для американского банка
Виды обучения.
Внешнее обучение — образовательные мероприятия с использованием в качестве преподавателей внешних ресурсов (то есть обучающих организаций или преподавателей, не являющихся сотрудниками банка).
В Санкт-Петербурге функционирует уже несколько образовательных учреждений проводящих обучение для сотрудников банка: Высшая экономическая школа, Международный банковский институт, LiCO.
В Москве количество подобных обучающих центров несколько больше, к тому же там широко используется возможность привлечения специалистов Центрального Банка России — непосредственных авторов-разработчиков указаний и положений.
Направление сотрудников на внешнее обучение происходит в рамках ежеквартального плана и сметы расходов к повышение квалификации, выделяемые данному подразделению из общей сметы расходов на обучение банка.
По статистике в течение года примерно каждый пятый сотрудник банка направляется на внешнее обучение.
По результатам каждого пройденного внешнего обучения сотрудник заполняет отчет, в котором:
Отчет направляется на рассмотрение руководителю структурного подразделения и уже с его рекомендациями поступает в отдел по работе с персоналом. Часто сотруднику, прошедшему внешнее обучение, поручается провести внутреннее обучение для передачи своего опыта или знаний для некоторых других сотрудников подразделения.
Внутреннее обучение – образовательные мероприятия с использованием в качестве преподавателей внутренних ресурсов (то есть сотрудников банка), проводящиеся в рабочее время в виде 30-40-минутных семинаров.
Каждый квартал в банке проводится десятки внутренних тренингов, то есть каждое подразделение задействовано в обучении, как правило, два или три раза в квартал.
При появлении необходимости сотрудник любого подразделения может посетить любой бизнес-тренинг из указанных им в плане, но с условием обязательного согласования с непосредственным руководителем подразделения банка.
Типичные темы подобных бизнес-тренингов и семинаров для банка.
Названия бизнес семинаров и тренингов в банке.
По результатам внутреннего обучения сотрудник, ответственный за его проведение, при необходимости проверяет в виде устного опроса знания обучаемых им сотрудников по предмету обучения и заполняет оценочный лист.
В конце года среди всех сотрудников банка проводится опрос, какой бизнес тренер по их мнению лучший, т.е. чьи занятия были наиболее полезными в их деятельности. Выбранный таким образом сотрудник награждается как один из лучших сотрудников года по номинации «Лучший внутренний тренер банка". Получение данной награды ценится сотрудниками и является знаком морального поощрения.
Ответственность за обучение.
Все сотрудники независимо от уровня занимаемой должности несут полную ответственность за соответствие своей квалификации требованиям банка и, соответственно, за свое самообучение и повышение квалификации.
Отдел по работе с персоналом отвечает за организацию процедур по выявлению потребностей в обучении, подготовку ежеквартальных планов. Координирует их выполнение и непосредственное проведение занятий по внутреннему обучению. Распределяет бюджет затрат на повышение квалификации сотрудников банка между подразделениями. Осуществляет все внешние связи с обучающими организациями.
Руководство обеспечивает все необходимые ресурсы и создает условия для непрерывного и систематического развития и повышения квалификации своих сотрудников.
Хотелось бы отметить, что построение такой системы обучения и сами тренинги для банков — долгий и кропотливый процесс, но приносящий отличные бизнес результаты.