Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Адаптация персонала на различных стадиях развития

управление персоналом и обучение

Каждое предприятие на протяжении своего «жизненного» цикла проходит ряд стадий. Оно трансформируется по мере прохождения каждой такой стадии развития. Эта трансформация затрагивает и такую важную часть компании, как работа с персоналом. Адаптация персонала также связана с жизненным циклом компании.

адаптация персонала компании

Рассмотрим связь стадий и адаптации персонала подробнее:

1. Стадия Формирования предприятия.

Предприятие имеет небольшой штат сотрудников. Взаимоотношения между руководителями и сотрудниками, а также внутри коллектива, напоминают корпоративную культуру компании «семейного» типа: сотрудники хорошо друг друга знают, находятся в одном небольшом помещении, работают в атмосфере взаимопонимания. Если проблемы и возникают, то могут быть быстро решены.

Сотрудник, занимающийся адаптацией персонала, отсутствует.

Проходит время, предприятие набирает обороты, расширяется. Штат сотрудников растет. Возникает необходимость в создании механизма адаптации нового персонала, так как «старые» сотрудники не хотят тратить свое время на обучение новичков.

2. Стадия Интенсивного роста.

На предприятии начинают вырабатываться инструменты адаптации персонала. Это может быть «книга нового сотрудника» или какой-нибудь «вводный курс». Курс, обычно не требует особых премудростей и может включать в себя такие элементы как:

  • представление нового сотрудника коллективу: что именно он будет делать, с кем будет взаимодействовать
  • представление коллектива новому сотруднику: кто и за что отвечает, и к кому по каким вопросам обращаться, каковы правила коммуникации внутри компании, как стать «Героем» в этой компании

Если на предприятии отсутствует должность менеджера по персоналу, то обязанности по адаптации персонала возлагаются на руководителей отделов, в распоряжение которых приходят новые сотрудники.

При отсутствии лиц, ответственных за адаптацию персонала, неизбежны такие негативные последствия как:

  • потеря информации При увольнении«старого»сотрудника, который владел всей информацией в рамках своей деятельности, важно вовремя и грамотно организовать передачу дел и информации об их состоянии вновь принятому сотруднику. Иначе важная информация может оказаться потерянной для предприятия. А новому сотруднику предстоит кропотливая и трудоемкая работа по налаживанию трудового процесса в подотчетной ему сфере с «чистого листа».
  • появление субкультур Коллектив расслаивается, что приводит к размытию корпоративной культуры «семьи». Поэтому новичку или сотруднику, переведенному в другой отдел, оказывают поддержку только его непосредственные коллеги и начальник.

 3. Стадия Стабилизации.

Компания растет, выросла и освоение ее «в целостности» становится само по себе непростой задачей. Информация о компании стала «слоистой» и очень разноплановой. На данном этапе следует уделить особое внимание повышению эффективности инструментов системы адаптации персонала. Актуальным будет усовершенствование уже имеющихся инструментов и внедрение новых: создание электронных курсов по введению и адаптации персонала, знакомству с корпоративной культурой, а так же тестирование и аттестация вновь принятых сотрудников. Становится важным, чтобы у новичка как можно быстрее сформировалось представление и об истории компании, и об ее организационной структуре, отделах, филиалах, и о специфике ее деятельности, продуктах и клиентах.

4. Стадия Спада или кризиса (если не происходит стадия Бурного роста).

На данном этапе инструменты системы адаптации теряют свою эффективность. Они не обновляются, начинают устаревать. В итоге отказываются и от адаптации персонала, тем более, что нового персонала в компании почти не появляется.

5. Стадия Обновления

Используя прежний опыт систем адаптации, пытаются привнести «чужие» инструменты происходит интенсивное обучение управление персоналом. В основном это связано с вновь пришедшими в компанию энтузиастами.

Инструменты адаптации персонала, как правило, соответствуют той стадии развития предприятия, которую оно на данный момент проходит.

Содержание тренинга Управление персоналом. Эффективное руководство и обучение

Назад к списку