Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Тенденции рынка бизнес тренингов в Санкт-Петербурге

Исследование и оценка консалтингового рынка

Данный материал, полученный расширенной аналитической обработкой первичных результатов исследования, предоставлен генеральным директором компании LiCO Максимом Кикоть. Компания LiCO  выступала одним из инициаторов исследования рынка тренинговых услуг в Санкт-Петербурге.

1. Оценка объема рынка тренинговых услуг Санкт-Петербурга

Рынок тренинговых услуг Санкт-Петербурга постоянно расширяется, как за счет появления новых игроков, так и за счет роста самих тренинговых компаний.  Это компании которые рассматривают бизнес тренинг как основной свой бизнес.
В Санкт-Петербурге в тренинговых компаниях в настоящее время работает около 200 тренеров примерно в 50 тренинговых компаниях. (110 тренеров в 29 наиболее известных, постоянно работающих компаниях). В двое большее количество психологов или преподавателей проводят бизнес тренинги работая "фрилансерами". То есть забегая в эту деятельность время от времени.
Оценивая возможный объем тренингового рынка в евро, можно поступить так:

Первая составляющая рынка (бизнес тренинги Санкт-Петербург 2004)

Бизнес тренинги Санкт Петербург - Рынок "официальных" тренингов.

"Официальных", поскольку бизнес тренерам в тренинговых компаниях выплачивается официальная зарплата.

Бизнес тренеры работают постоянно в одной компании, по трудовой книжке и бизнес тренинговые компании получают деньги от клиента на свой расчетный счет.

Вычислим размер рынка первой категории, если умножим известное (после данного исследования) среднее количество тренингов в год на среднюю стоимость одного тренинга.

Обычно краткосрочные курсы (тренинги г. Санкт-Петербург) ведут два дня.  Реже корпоративные  или открытые тренинги длятся три дня.

Мы не рассматриваем тренинги психологической направленности, ориентированные на работу не с бизнесом, а с частным заказчиком.

Средняя бизнес тренинговая компания проводит 49 тренингов в год, или 98 тренинговых дней в год. При средней стоимости тренингового дня равной 970 евро, оборот средней компании составит около 97 000 евро в год. (98 х 970)

Количество таких игроков на рынке Санкт-Петербурга максиму равно 30, (97 000 х 30=2,9 миллиона евро), и прибавив 5 крупнейших игроков с оборотом более 400 000 евро в год (2 миллиона евро) можно говорить о рынке "официальных" тренингов размером в 4,9 миллионов евро в год.

Вторая составляющая рынка. Местные "фрилансеры".

Так же существует и рынок "фрилансеров". Количество тренеров работающих на нем в 2 раза больше (около 200), а цены фрилансеров, как правило, в 2 раза ниже средней по официальному рынку (около 400 евро за день).

Ведет "фрилэнсер" в среднем 2 тренинговых дня в месяц.

При этом купить услуги фрилансера можно как напрямую, так и через специальную компанию провайдера, так же называющую себя тренинговой.
Рынок платит "фрилансерам" напрямую и через посредника - провайдера 200 х 400 х 2 = 160 000 евро в месяц или около 1,9 миллионов евро в год.

Третья составляющая - это ведение тренингов "гастролерами", то есть в основном, небольшими московскими тренинговыми компаниями, согласными "подработать" на питерском рынке. Либо приглашаемые самими заказчиками русскими "гуру" из других городов, например Владимиром Тарасовым из Эстонии.
В эту же категорию можно отнести и зарубежных "гастролеров", как из дальнего зарубежья: США, Германии, Швеции и Финляндии, так и ближнего: Латвии, Эстонии. Это могут быть и представители зарубежных тренинговых компаний, но как правило, это зарубежные "фрилансеры". "Гастролеры" занимают не более 2-3% рынка. При стоимости в 1000 евро за день, около 0,5 миллиона евро.

Итак, если оценить весь рынок тренинговых услуг в Санкт-Петербурге в 2004 году, то максимально (4.9+1,9+0,5) его размер равен 7,3 миллионов евро.

2. Оценка рынка Петербурга в тренинговых днях ведения

1000 дней в год (200 дней х 5 компаний) - "пятерка" лидеров официального рынка.
2940 дней в год (98 дней х 30 компаний) - весь остальной официальный рынок.
4800 дней в год (24 дня х 200 фрилансеров) - "фрилансеры".
500 дней в год (5 дней х 100 гастролеров) - "гастролеры".

Всего проведено в Санкт-Петербурге за 2004 год около 9 000 тренинговых дней.

3. Рост потребления тренингов как услуги в 2004

Рост потребления тренинговых услуг в 2004 году в Петербурге оценивается в 55%, при этом большую часть этого роста (20-35%) сами клиенты компенсируют набором внутренних тренеров. Таким образом, рост внешних заказов можно оценить в 20%, максимум в 25% от уровня 2003 года.

Большинство тренинговых компаний не смогли вырасти на 25% по количеству тренеров за 2004 год. Учитывая растущие потребности потенциальных клиентов, большинство компаний просто подняли цену на свои услуги.

Средний рост цен по рынку тренингов в 2004 году в СПб составил 10-15%.

4. Смена основной валюты расчетов

Доллар в 2004 году "падал". Многие участники рынка сменили валюту: доллар на евро. Некоторые компании устанавливают цену в 2004 году не в долларах, а в "у.е", от 30 до 34 рублей за 1 "у.е".

  • LiCO (санкт-петербургское представительство).
    Торговая марка - 13 лет на рынке, опыт тренеров от 2 до 15 лет.

Как мы можем видеть, четверо из пяти игроков не являются петербургскими в "чистом" виде. Сложно сказать, как бы выглядел бы финальная "пятерка", не имей она "корней" или коллег из Москвы. При этом происхождение всей пятерки торговых марок "питерское".

LiCO инициатор исследования рынка бизнес тренингов

Назад к списку