Данный материал, полученный расширенной аналитической обработкой первичных результатов исследования, предоставлен генеральным директором компании LiCO Максимом Кикоть. Компания LiCO выступала одним из инициаторов исследования рынка тренинговых услуг в Санкт-Петербурге.
Рынок тренинговых услуг Санкт-Петербурга постоянно расширяется, как за счет появления новых игроков, так и за счет роста самих тренинговых компаний. Это компании которые рассматривают бизнес тренинг как основной свой бизнес.
В Санкт-Петербурге в тренинговых компаниях в настоящее время работает около 200 тренеров примерно в 50 тренинговых компаниях. (110 тренеров в 29 наиболее известных, постоянно работающих компаниях). В двое большее количество психологов или преподавателей проводят бизнес тренинги работая "фрилансерами". То есть забегая в эту деятельность время от времени.
Оценивая возможный объем тренингового рынка в евро, можно поступить так:
Первая составляющая рынка (бизнес тренинги Санкт-Петербург 2004)
Бизнес тренинги Санкт Петербург - Рынок "официальных" тренингов.
"Официальных", поскольку бизнес тренерам в тренинговых компаниях выплачивается официальная зарплата.
Бизнес тренеры работают постоянно в одной компании, по трудовой книжке и бизнес тренинговые компании получают деньги от клиента на свой расчетный счет.
Вычислим размер рынка первой категории, если умножим известное (после данного исследования) среднее количество тренингов в год на среднюю стоимость одного тренинга.
Обычно краткосрочные курсы (тренинги г. Санкт-Петербург) ведут два дня. Реже корпоративные или открытые тренинги длятся три дня.
Мы не рассматриваем тренинги психологической направленности, ориентированные на работу не с бизнесом, а с частным заказчиком.
Средняя бизнес тренинговая компания проводит 49 тренингов в год, или 98 тренинговых дней в год. При средней стоимости тренингового дня равной 970 евро, оборот средней компании составит около 97 000 евро в год. (98 х 970)
Количество таких игроков на рынке Санкт-Петербурга максиму равно 30, (97 000 х 30=2,9 миллиона евро), и прибавив 5 крупнейших игроков с оборотом более 400 000 евро в год (2 миллиона евро) можно говорить о рынке "официальных" тренингов размером в 4,9 миллионов евро в год.
Вторая составляющая рынка. Местные "фрилансеры".
Так же существует и рынок "фрилансеров". Количество тренеров работающих на нем в 2 раза больше (около 200), а цены фрилансеров, как правило, в 2 раза ниже средней по официальному рынку (около 400 евро за день).
Ведет "фрилэнсер" в среднем 2 тренинговых дня в месяц.
При этом купить услуги фрилансера можно как напрямую, так и через специальную компанию провайдера, так же называющую себя тренинговой.
Рынок платит "фрилансерам" напрямую и через посредника - провайдера 200 х 400 х 2 = 160 000 евро в месяц или около 1,9 миллионов евро в год.
Третья составляющая - это ведение тренингов "гастролерами", то есть в основном, небольшими московскими тренинговыми компаниями, согласными "подработать" на питерском рынке. Либо приглашаемые самими заказчиками русскими "гуру" из других городов, например Владимиром Тарасовым из Эстонии.
В эту же категорию можно отнести и зарубежных "гастролеров", как из дальнего зарубежья: США, Германии, Швеции и Финляндии, так и ближнего: Латвии, Эстонии. Это могут быть и представители зарубежных тренинговых компаний, но как правило, это зарубежные "фрилансеры". "Гастролеры" занимают не более 2-3% рынка. При стоимости в 1000 евро за день, около 0,5 миллиона евро.
Итак, если оценить весь рынок тренинговых услуг в Санкт-Петербурге в 2004 году, то максимально (4.9+1,9+0,5) его размер равен 7,3 миллионов евро.
1000 дней в год (200 дней х 5 компаний) - "пятерка" лидеров официального рынка.
2940 дней в год (98 дней х 30 компаний) - весь остальной официальный рынок.
4800 дней в год (24 дня х 200 фрилансеров) - "фрилансеры".
500 дней в год (5 дней х 100 гастролеров) - "гастролеры".
Всего проведено в Санкт-Петербурге за 2004 год около 9 000 тренинговых дней.
Рост потребления тренинговых услуг в 2004 году в Петербурге оценивается в 55%, при этом большую часть этого роста (20-35%) сами клиенты компенсируют набором внутренних тренеров. Таким образом, рост внешних заказов можно оценить в 20%, максимум в 25% от уровня 2003 года.
Большинство тренинговых компаний не смогли вырасти на 25% по количеству тренеров за 2004 год. Учитывая растущие потребности потенциальных клиентов, большинство компаний просто подняли цену на свои услуги.
Средний рост цен по рынку тренингов в 2004 году в СПб составил 10-15%.
Доллар в 2004 году "падал". Многие участники рынка сменили валюту: доллар на евро. Некоторые компании устанавливают цену в 2004 году не в долларах, а в "у.е", от 30 до 34 рублей за 1 "у.е".
Как мы можем видеть, четверо из пяти игроков не являются петербургскими в "чистом" виде. Сложно сказать, как бы выглядел бы финальная "пятерка", не имей она "корней" или коллег из Москвы. При этом происхождение всей пятерки торговых марок "питерское".