Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Результаты исследования Нижегородского рынка тренинговых услуг

От редакции: не секрет, что сегодня многие компании все больше задумываются и проводят обучение каждого своего сотрудника. Не анализируя причин, по которым бизнесмены вкладывают деньги в развитие кадрового резерва, все чаще прибегая к такой форме обучения, как бизнес тренинг, просто приводим некоторые результаты исследования тренингового рынка Нижнего Новгорода. Очень надеемся, что эта информация позволит взглянуть на данный сегмент рынка более взвешенно и поможет сделать некоторые выводы.

Динамика проведения бизнес семинаров

Компанией "Медиа - Навигатор" по заказу "Центра психологического сопровождения бизнеса "Чувствина и Буденная" были проведены исследования рынка с целью оценки уровня спроса на услуги обучения в форме тренингов.

Большинство компаний проводят корпоративное обучение своих сотрудников (79%).

  • Около трети всех компаний (27,9%) используют бизнес тренинги для обучения своих  сотрудников (250-300 компаний).

Активно пользуются услугами тренинга достаточно крупные компании (более 100 чел.) с длительностью существования от 5 до 10 лет. Основная сфера деятельности этих компаний, как правило, связана с торговлей (активные продажи).

В среднем компании, которые используют бизнес тренинги, проводят по 7,4 тренингов в год.

  • За год в Н. Новгороде проводится около 2 тыс. тренингов.

Продолжительность одного тренинга около 16 часов. В среднем за один час тренинга компании платят 858 рублей.

  • В Нижнем Новгороде в ближайшем будущем ещё около 200 компаний могут заинтересоваться тренингами.

В среднем потенциальные пользователи тренингов планируют проводить 4-5 тренингов в год.

  • Потенциал роста рынка составляет 30% в год.

Среди тех, кто заинтересовался в проведении тренингов, наибольший интерес вызвали такие темы, как отбор персонала, технологии активных продаж. Также популярна тематика тренинга, связанная с выработкой профессиональной уверенности. Интерес вызывают темы, связанные с проблемами взаимодействия руководителя, работников и клиентов (эффективные коммуникации, мотивация каждого сотрудника, инструменты руководителя, противостояние манипуляции со стороны клиента).

  • Как правило, при поиске тренера используют в первую очередь личные связи (33%) и рекомендации знакомых (28%).

При поиске тренера большее доверие оказывается источникам из непосредственного окружения руководителя организации (сферы личного опыта), а не советам профессионалов (только 9% доверяют рекомендациям специалистов, что может свидетельствовать о недостаточном развитии этой отрасли и малой информированности клиентов). Часто бизнес тренеры сами проявляют инициативу и обращаются в организации (26%). Также в качестве источника информации используется реклама в прессе (22%) и советы коллег (19%).

  • При оценке квалификации тренера организация опирается главным образом на практические характеристики работы (опыт проведения тренингов и отзывы организаций, в которых бизнес тренер работал).

При этом влияние оказывает и то, какое впечатление складывается от компании и от тренера.

  • Оценка эффективности тренингов.

Большая часть руководителей ожидает от проведенных тренингов практических результатов, то есть изменения экономических показателей (объем продаж). Для большинства важно изменение профессиональных качеств сотрудников, то есть их профессиональный рост. Малая часть руководителей ожидает от тренингов рост удовлетворенности, лояльности сотрудников.

Наиболее распространенным критерием для оценки эффективности тренинга выступает изменение экономических показателей работы предприятия, анализ объема продаж. Часто употребляется такой критерий, как улучшение результатов работы, оцениваемое по достижению конечных целей, поставленных задач. Большое внимание при оценке тренинга уделяется качественным результатам тренинга, связанным с изменением методов работы, ростом профессиональных качеств сотрудников и возможностью применения полученных знаний на практике. Часть руководителей подходят к оценке тренинга формально и довольствуются результатами экзамена, аттестации сотрудников после тренинга.

Эффективность тренинга также оценивается по степени удовлетворенности участников тренинга, их желанию работать и улучшением социально-психологического климата в коллективе. Часть руководителей довольствуются фактом поведения тренинга, то есть затрудняются в его оценке.

Компанией "Волго-Вятский центр консалтинга" по заказу "Центра психологического сопровождения бизнеса "Чувствина и Буденная" были проведены исследования рынка с целью оценки уровня предложения на услуги обучения в форме тренингов.

  • Общее число провайдеров, предлагающих обучающие услуги в форме тренингов, в настоящее время составляет около 40.

Из них активно рекламируются в прессе 20-25 организаций (в основном специализированные центры обучения). Менее активно рекламируются кадровые агентства и консалтинговые компании.

Классификация провайдеров.

В настоящее время участниками рынка тренинговых услуг являются организации следующих категорий:

  • Частные тренеры-психологи (консультанты)
  • Консалтинговые компании, имеющие в штате консультантов-тренеров
  • Некоторые кадровые агентства
  • Специализированные центры обучения
  • Консультационные центры при ВУЗах г. Н. Новгорода
  • ВУЗы/факультеты специализированной направленности (экономика, маркетинг,
    менеджмент и т.п.)
  • Городской и районные центры занятости населения
  • Крупные коммерческие и производственные предприятия и объединения, имеющие собственных тренеров

Программы обучения в ВУЗах предлагаются как студентам, так и работникам бизнеса, и при этом практически все из программ включают тренинговые формы обучения. При этом различные провайдеры для проведения тренингов могут привлекать одних и тех же специалистов.

Таким образом, частные консультанты-тренеры и преподаватели различных ВУЗов (преимущественно психологи) в основном и занимаются проведением тренингов либо самостоятельно, либо привлекаются организациями-провайдерами на повременной основе.

  • Количество основных тем предлагаемых тренингов составляет порядка 30. При этом около 20 фирм и 12 частных консультантов проводят тренинги в области технологий продаж.

Сравнительный уровень цен.

Стоимость 1 тренинг- дня для внутрикорпоративного тренинга группы из 10-15 специалистов колеблется в диапазоне от 160 до 500 у. е., при этом более чем две трети от общего числа провайдеров устанавливают цены в пределах от 200 до 450 у. е . Стоимость подобных тренингов для руководителей несколько выше, при этом наблюдается больший размах цен: от 170 до 1000у. е . и более за 1 день работы тренеров.

В открытых тренингах представители фирм могут поучаствовать за 30-120 у. в. за 1 человека (за 2-х дневный тренинг), руководителям это обходится в 120-240 у. е. Есть единичные очень дешёвые предложения 3-х дневных тренингов за 10-25у. е. Что касается бизнес тренингов, то специалисты советуют относиться очень осторожно к предложениям с ценами ниже 20 долларов за час работы тренера.

Также некоторыми компаниями периодически предлагаются одно- двухдневные тренинги с участием приглашенных иногородних бизнес тренеров (как правило, по выходным). Стоимость участия составляет 100 -150у. е. для одного человека за 1 день.

Цена тренинга зависит от уровня компании-провайдера. Основными факторами, обуславливающими цены на предлагаемые ими тренинги, являются: уровень квалификации и известность тренера, сложность и длительность тренинга, целевая группа, место проведения, количество участников, время сотрудничества с клиентом, форма тренинга (корпоративный или открытый).

Нижний Новгород Рынок тренинговых услуг

Назад к списку