Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения

Выставка бизнес образования в Лондоне 2005

рынок тренинговых услуг

12-14 апреля в Лондоне в выставочном комплексе Олимпия прошла ежегодная выставка HRD-2005 (Human Resources Development). Организатор выставки - CIPD (Chartered Institute of Personnel and Development). Выставка такого масштаба в Великобритании единственная. Поняв, что хотим быть в курсе тенденций развития одного из самых зрелых рынков тренинговых услуг Европы, мы решили "держать руку на пульсе" и получать информацию из первых рук. Уже в третий раз представители компании "Амплуа-Брокер" посещают это мероприятие. На выставке предоставлена прекрасная возможность получать информацию о тренинговом рынке. Во-первых, от самих экспонентов. Ежегодно их на выставке представлено около 300. Поговорив даже с половиной их них, можно получить некие представления о рынке и его тенденциях. Во-вторых, параллельно экспозиции идет большая программа интерактивных презентаций в Learning Arena, можно "попробовать" новинки тренингов в Topic Taster, посетить презентации и интереснейшую конференцию по обучению персонала. В расписании семинаров три самые популярные в этом году темы: leadership, blended learning, coaching. В-третьих, можно почитать ежегодный обзор тренингового рынка Великобритании, который специально к выставке делает CIPD и который, безусловно, является авторитетным источником информации.

Кстати, такой формат проведения мероприятий (экспозиция & семинарская программа & конференция) общепринят во всем мире. Много полезного мы почерпнули и для организации нашего ежегодного события "ТРЕНИНГ-2005", которое уже в шестой раз проводит компания "Амплуа-Брокер" и которое посвящено вопросам обучения и развития персонала.

Забегая вперед, хочу сказать, что уже скоро, в июне, делегация нашей компании едет в США на саму большую в мире выставку по обучению и развитию персонала. После этой поездки мы составим сводный сравнительный обзор трех тренинговых рынков - России, США и Великобритании.

А сейчас не будем углубляться в аналитику, поделимся своими впечатлениями о HRD-2005 с позиции посетителей.

Конечно, размер выставки поражал. Казалось, что обойти ее за три дня невозможно, так много там экспонентов, интересных стендов с литературой и СМИ по обучению и развитию персонала, да еще и параллельная программа семинаров и презентаций, на которую очень хочется попасть и все-все-все успеть.

Но поражал не только размер HRD-2005. Она удивила и совершенно другим "укладом", который, безусловно, прямое отражение культуры англичан. Все очень спокойно, строго дисциплинированно, без суеты. Презентации, демонстрационные тренинги начинаются ровно по расписанию и ни минутой позже. Даже если в зале сидит три человека, оратор, уважая их время, начнет выступление, остальные подтягиваются еще в течение 10 минут. Во время выступлений никто никуда не уходит, только во время вопросов желающие тихонько покидают зал, мобильных телефонов не слышно вообще.

В зале мало людей? Казалось, что для англичан это не проблема, не повод расстраиваться и делать выводы типа "Наша компания никому не интересна". Они умеют получать удовольствие от процесса презентации своей компании, вовлекая в свой интерес аудиторию. Побывав на нескольких презентациях, уверенно скажу - интерактивные презентации выглядят куда выигрышнее классических, особенно если ее проводит тренер этой компании.

Кстати, на HRD-2005 очень популярны презентации прямо на стендах. Как правило, они проходят на больших открытых стендах (от 8-10 кв. метров), по периметру которых выставляют складные стульчики, после презентации (10 минут в начале каждого часа) стульчики убираются. Такая презентация собирает 10-15 человек, не более, которые потом задают уточняющие вопросы. Такая форма продвижения своей компании нисколько не мешает соседям (она проходит без микрофонов, "по-домашнему") и, насколько мы поняли стендистов, достаточно эффективна.

Даже в самый разгар выставки, у стендов нет толчеи посетителей. На стендах работают максимум 4 человека, общаясь с каждым, кто хоть мало-мальски заинтересовался их компанией. Достаточно просто кинуть взор на фризовую панель с названием, как сразу вы услышите: "Добрый день! Готов рассказать вам о нас!"
Стендисты общаются с посетителем ровно столько, сколько хочет сам посетитель, не перегибая палку в желании заинтересовать его своими программами.

Если в прошлые годы компании соревновались в красоте, презентабельности, пышности сувенирной продукции и раздаточных материалов, то в этом году все иначе. На стойках один-два вида буклетов, чаще всего вам предложат даже не их, а CD, а еще чаще дадут вам визитку и предложат выслать информацию по e-mail. Нужно отдать должное англичанам - слово свое они ценят и информацию высылают очень быстро, в течение нескольких дней после выставки по e-mail и в течение одного месяца по почте (обязательно письмо-благодарность за интерес к их стенду и кое-кто вкладывает буклет). С позиции посетителя могу с признательностью отметить, что такая позиция значительно облегчает жизнь на выставке: нет нужды носить с собой огромные тяжелые пакеты с материалами, а брать только самое необходимое.

Мало не только раздаточных материалов, но и сувенирной продукции. Практически на каждом стенде конфетки, кое-где печенья-сладости. Одна из компаний предлагала орешки под названием "Nuts about leadership" "Nuts about team" и "Nuts about management". В общем, экспоненты сместили свой акцент с раздаточных материалов и сувенирки на оформление стендов. Стандартные стенды-коробки отсутствовали вообще, как правило, стенды были открытые, с минимумом конструкций, но очень красивых. С какой благодарностью мы вспоминаем компании, у которых били диванчики, пуфики, стульчики или кресла! Как приятно посидеть на мягком пуфике и пообщаться с милым работником стенда! Уверяем вас, после дня "жизни" на выставке к такому стенду ноги сами идут.

Какие стенды привлекали внимание? Оригинальные. Были стенды и с ростовыми куклами, и с мини-оркестром, и с велосипедами, и с предложением 10-минутного бесплатного массажа (прямо на стенде!), и с мороженным, и с зимним садом, и с кривыми зеркалами, и в виде стойки бара, где можно отведать вина.

Но привлечь-то внимание они привлекли (кстати, самые шикарные стенды, оформленные по последнему слову техники, были у государственных компаний, коих на этом рынке немало). А кто запомнился? Те, на которых велась живая, заинтересованная беседа. От других компаний этих отличало то, что они вели вдумчивый диалог (а не монолог-презентацию), задавали вопросы, рассказывали не только и не столько о своей компании, сколько о своих жизненных и бизнес принципах, позициях, планах.

Чернокожий коуч компании Motivational Systems говорил: "Конкуренция? Чувствуя ли я конкуренцию? Что вы, мне недосуг размышлять над этим! Я концентрируюсь на клиенте и работаю с клиентом, зачем ему озабоченный конкуренцией коуч? Ведь как здорово иметь happy coach!"

А на стенде компании Institute of Leadership&Management мы с седовласым тренером обсуждали перестройку и красоты Питера. После беседы я поймала себя на мысли, что обучение своих сотрудников я бы отдала в его руки совершенно спокойно, хотя о его методах, приемах и профессиональных навыках мы не говорили ни слова. Кто-то скажет: "Это все эмоции". И будет прав. Но ведь именно эмоциональная составляющая играет решающую роль при принятии решений о покупке или при выборе провайдера, партнера и пр.

Когда я писала эти строки я подумала еще вот о чем: я была классическим добросовестным посетителем выставки, посещая много стендов, разговаривая с огромным количеством людей. В таком калейдоскопе информации ни одно название тренинговой компании-экспонента, кроме Water for fish (в силу своей оригинальности), мне, увы, не запомнилось. Что помогло мне восстановить в памяти названия? Именно мое ощущение от стенда и впечатление от интересной беседы, которое оставляет зрительную картинку расположения этого стенда. Потом, уже в Москве, по схеме залов в каталоге, я находила название нужной компании. Ну и конечно, мне помогали визитки с моими пометками (так что обмениваться визитками очень полезно).

Кстати, средний возраст представителей компаний на стендах был, нам думается, лет 40 лет (если не больше). Общение со зрелыми, опытными людьми оказывалось очень эффективным и интересным. Кроме того, на стендах работало очень много тренеров, с которыми, собственно, и предстоит работать потенциальным клиентам, и которые являются лицом компании. Это тоже было гораздо более ценным общением, чем с молодыми девушками-сотрудниками офиса, которые прекрасно презентовали компанию, но почему-то яркого впечатления не оставляли.

Для чего компании участвуют в выставке? Ожидают ли они после нее притока клиентов? Мы задавали этот вопрос всем, с кем общались. Тренинговые компании используют выставку как возможность не столько для привлечения клиентов, сколько для PR и маркетинговых исследований. Как говорил один из экспонентов: "Наша цель здесь сказать "Мы на рынке, мы живы, с нами все в порядке, у нас вот такие новинки в "ассортименте", а что интересно сейчас вам?". 2-3 клиента после этого мероприятия считаются хорошим результатом. Например, компания Advance на прошлой выставке собрала 600 визиток, которые тщательно проработала, не рассчитывая на то, что "кто заинтересовался, тот позвонит сам". В результате она получила 2 клиента и была весьма довольна таким результатом.

А в заключении хочу, пользуясь случаем, пригласить всех к участию в нашем событии "ТРЕНИНГ-2005", которое набирает свое международный размах и будет таким же интересным, как подобные мероприятия в других странах и на других континентах!

бизнес тренинги Лондон

Назад к списку