Заявка на обратный звонок
* поле, обязательное для заполнения
Бизнес тренинги и семинары,
в любом городе России и за ее пределами
Секретариат
+7 (495) 748-01-82, +7 (812) 331-98-03
office@lico.ru
Клиентский отдел
+7 (499) 577-02-36, +7 (812) 425-60-11
,

Ч1 Рынок бизнес тренинговых компаний Санкт-Петербурга

Исследование корпоративные тренинги и открытые бизнес семинары

I. Описание исследования

Исследование рынка бизнес тренингов Санкт-Петербурга было проведено компанией "РосБизнесКонсалтинг" по заказу Федерации Бизнес-Тренинговых Компаний России в ноябре 2004 года.

В рамках исследования проводились личные телефонные интервью с использованием стандартизированной анкеты с представителями компаний, расположенных в Санкт-Петербурге и оказывающих услуги по проведению бизнес тренингов. Выборка составила 60 компаний. С представителями 30 компаний, активно работающими на рынке бизнес тренингов, проводились подробные интервью.

II. Текущее состояние рынка

Официального каталога тренинговых компаний Санкт-Петербурга в настоящий момент не существует. Данную услугу в своем продуктовом портфеле декларируют около 200 компаний, работающих на рынке консалтинговых услуг, подбора персонала, обучения и проч. В разделе "Обучение сотрудника" справочника "Желтые страницы"  за 2004 год присутствуют 97 компаний. Однако, на практике только около 40 - 50 компаний, проводящих бизнес тренинги в городе Санкт Петербург, не только осуществляют деятельность по проведению обучения, но и активно "продвигают" данную услугу1.

III. Категории компаний

Все компании, работающие на рынке бизнес тренингов, можно условно разделить на 3 типа:

  1. Компании "полного сервиса", все бизнес тренеры которых состоят в штате, привлеченные тренеры не используются;
  2. Компании "смешанного типа", которые привлекают к проведению тренингов как собственных сотрудников, так и т.н. свободных тренеров - "фрилансеров", проводящих строго определенные краткосрочные курсы для нескольких компаний;
  3. Компании "провайдеры", которые не имеют собственных тренеров и привлекают фрилансеров для реализации всех своих проектов: как корпоративные тренинги и открытые бизнес семинары, 
    или продающие курсы других участников рынка.

По мнению экспертов, компании, относящиеся к третьему типу, играют незначительную роль на рынке бизнес тренингов. При работе со специалистами, не являющимися сотрудниками компании, существенно возрастают риски, в первую очередь высока вероятность недовольства клиента качеством продукта. Поэтому объем продаж компаний-провайдеров обычно незначителен и большой известностью как поставщики услуг по проведению бизнес тренингов они не пользуются.

IV. Срок работы на рынке

Рынок бизнес тренингов Санкт-Петербурга относительно молод. Большинство компаний, работающих на нем, существуют на рынке не более 3 - 5 лет. По мнению экспертов, рынок бизнес тренингов в том виде, в котором он существует сейчас, начал формироваться в 1999 году, т.е. в тот момент, когда большинство компаний оправились после августовского кризиса 1998 года.

Отдельно на рынке бизнес тренингов можно выделить компании, которые были созданы на базе различных учебных заведений. Срок их работы на рынке превышает 10 лет, а бизнес-тренинг проводят профессиональные преподаватели, как дополнение к их основному занятию, преподаванию в ВУЗах.

V. Целевые рынки

В силу относительной молодости рынка бизнес тренингов, компании, работающие на нем, редко создают продукты под какую-то определенную отрасль (например, производство, сфера услуг или розничная торговля). Продуктовый портфель большинства участников рынка включает стандартные курсы, которые могут быть применимы для сразу многих отраслей.

Так, корпоративные тренинги для компаний, работающих в сфере производства, проводят около 75% тренинговых фирм, для компаний, работающих на рынке дистрибуции или оптовой торговли - около 80%, тогда как с розничным рынком и сферой услуг активно работают практически все участники рынка.

Так как бизнес тренинговые компании- участники рынка не ориентированы на работу с фирмами-клиентами в какой-то определенной отрасли, нередко они работают с одними и теми же клиентами.

Такие фирмы, как например, Coca-Cola, Wrigley, ФОСП, МС, пивоваренная компания "Балтика", "Бочкарев" и другие крупные международные компании и крупные городские клиенты указываются в качестве своих ключевых заказчиков несколькими тренинговыми компаниями одновременно.

VI. География деятельности

Основным рынком для большинства тренинговых компаний, расположенных в Санкт-Петербурге является локальный рынок.

Тем не менее, более 55% санкт-петербургских тренинговых фирм, указывают, что работают также и в Москве, а более 90% этих фирм что работают также и в других городах России.

По мнению самих участников рынка, проведение тренингов в Москве гораздо сложнее, чем в других городах в силу специфики московского рынка.

VII. Продуктовый портфель

Кроме бизнес тренингов большинство участников рынка предлагают своим клиентам такую услугу, как консультирование (в качестве основной или дополнительной услуги). Небольшая часть компаний, для которых бизнес-тренинги не являются единственным и основным направлением деятельности, осуществляют подбор персонала или его оценку, проводят маркетинговые исследования или рекламные кампании.

VIII. Перечень тренингов

Практически все участники рынка готовы предложить своим клиентам бизнес-тренинги как корпоративные тренинги и открытые тренинги
по следующим темам:

  • активные продажи (как в оптовом, так и в розничном направлениях);
  • формирование команды;
  • проведение переговоров;
  • общий менеджмент;

Тренинги на указанные в перечне, и некоторые другие темы могут быть стандартными или созданными под конкретного заказчика. Некоторые тренинговые фирмы не имеют стандартных тренингов, а создают каждый раз новые специальные программы под конкретного заказчика. 

Нередко по каждой из тем компания имеет несколько тренингов, например в разделе "Продажа" могут быть представлены тренинги "Эффективная работа торгового представителя", "Работа на выставке", "Продажи в розничной торговле" и т.п.

Кроме указанных выше стандартных тем, практически все участники рынка имеют в продуктовом портфеле свои особенные тренинги, например "Управление товарными запасами", "Логистика", "Связи с общественностью", "Работа медицинского представителя", "Эффективное выступление" и др.

IX. Количество тренингов

Количество тренингов, которые проводит в год та или иная компания зависит от многих факторов. Это и количество собственных и привлекаемых тренеров, срок работы на рынке, активность деятельности по продвижению своих услуг и т.п.

Большинство компаний проводят около 4 тренингов в месяц или 50 - 60 тренингов в год.

X. Количество тренеров

Количество работающих собственных тренеров в компаниях колеблется от 1 до 12 человек. Найти нового хорошего тренера непросто. Еще сложнее его удержать.

В зависимости от того, насколько высока текущая загрузка тренинговой компании, большинство участников рынка содержат в штате 3 - 5 тренеров.

Количество тренеров, которые не состоят в штате и привлекаются по мере необходимости, участники рынка не склонны раскрывать. Иногда этого количество точно неизвестно даже им самим, т.к. база тренеров, которые могут быть привлечены, часто меняется. В целом по рынку количество тренеров, которые привлекаются для работы над отдельными проектами, колеблется от 1 до 10.

 


1 В данном случае имеется в виду продажа услуги теми или иными способами. К подобным компаниям не относятся фирмы, которые в состоянии привлечь тренеров для проведения каких-либо мероприятий, но не продвигает тренинги, как один из собственных продуктов.

Читать дальше

рынок консалтинга текущая ситуации

Назад к списку